Виртуальная реальность в индустрии гостеприимства и туризме России: взгляд потребителя. Исследование Высшей школы экономики

Октябрь 12, 2020
Виртуальная реальность имеет значительные перспективы развития в индустрии гостеприимства и туризма в России, однако пока большинство потенциальных потребителей не готовы платить за услуги с применением этой технологии.

Индустрия гостеприимства и туризма (ИГиТ) никогда не стоит на месте — это бизнес, в который сегодня проникают самые разнообразные цифровые технологии. Одним из наиболее заметных трендов последнего времени стала виртуальная реальность (VR). Это трехмерная компьютерная среда, в которую человек погружается при помощи различных устройств (шлемы, очки и т.д.) — там он может управлять виртуальными объектами и предметами.

Многие уже успели примерить на себя VR-очки и оказаться в другой реальности, например, играя в компьютерные игры. Однако сфера применения этой технологии куда более широка, и в последние годы она стала активно внедряться в ИГиТ. На сегодняшний день виртуальную реальность можно встретить в самых разных ее областях:

Бронирование отельных номеров

Некоторые отели предлагают возможность увидеть интерьеры и устройство своих номеров с помощью технологии VR. Фотографии и видео 360 градусов становятся не менее важным источником информации об отеле, чем онлайн-отзывы — для отельеров это хороший шанс представить свое средство размещения в самом лучшем свете. В России первым отелем, начавшим использовать VR, стал InterContinental Moscow Tverskaya. С помощью шлема виртуальной реальности гости имеют возможность совершить путешествие по роскошным курортам сети в разных уголках мира. С недавнего времени отели могут добавлять 3D-панорамы на Booking.com, однако до настоящего времени этой новой опцией воспользовалось очень небольшое число отелей.

Турагентства

В некоторых турагентствах с помощью VR-очков можно получить представление о различных туристических регионах и выбрать райское место для предстоящего отпуска. Сделать это можно, к примеру, на сайте или в московском офисе туроператора TUI.

Городские экскурсии

С помощью виртуальной реальности можно увидеть реконструкцию сражений, узнать, как могли бы сегодня выглядеть нереализованные градостроительные проекты или архитектурные сооружения, которые были уничтожены в прошлом. В России разработкой экскурсий с элементами виртуальной реальности занимается ARVIZIO VR. Так, увидеть неосуществленные планы архитекторов Москвы 1920-30-х можно, посетив экскурсию “Москва, которой не было”.

Музеи, галереи, выставки

VR позволяет посетителям не только взаимодействовать с экспонатами, но и совершить казалось бы невозможное — например, оказаться внутри картины или увидеть оживших динозавров. Например, в Музее Мирового Океана (Калининград) посетители могут совершить виртуальное погружение в глубины мирового океана, где побывала команда знаменитого батискафа “Мир-1”. В свою очередь, Русский музей и Эрмитаж предлагают отправиться в виртуальный тур по своим залам и насладиться искусством прямо из дома.

Рестораны

При помощи погружения в виртуальную реальность создаётся особая атмосфера, превращающая процесс поглощения пищи в шоу. При помощи VR и других вспомогательных технологий человек может ощутить вкус продуктов, которые ему противопоказаны, например из-за аллергии или какого-либо хронического заболевания. В ресторанах России технология VR пока не нашла применения из-за высокой цены на подобные услуги.

 

Можно выделить целый ряд преимуществ и плюсов использования технологии виртуальной реальности в ИГиТ:

  • VR служит дополнительным источником информации для туристов, облегчает принятие решений, касающихся предстоящего путешествия, снижая уровень стресса и повышая доверие к бренду;
  • VR помогает представить услугу или продукт в самом выгодном свете, продемонстрировать их уникальные свойства;
  • VR усиливает эффект эксклюзивности туристического/отельного бренда;
  • VR вносит элемент развлечения уже в процесс планирования будущей поездки, способствуя возникновению эмоциональных связей между потребителями и брендом;
  • сам опыт виртуальной реальности зачастую вдохновляет на путешествие или поход в новый музей, поэтому стимулирует спрос.

 

Отношение к VR в индустрии гостеприимства и туризме в России

Целью опроса было выяснить, насколько потребители услуг в ИГиТ в России знакомы с таким явлением, как виртуальная реальность, насколько перспективным видят ее развитие и готовы платить за включение VR в услуги.

Для этого было проведено онлайн-анкетирование, в котором приняло участие 430 респондентов из 45 регионов России. В итоге были отобраны ответы 342 опрошенных: тех, кто путешествует от 1 раза в год и имеет представление о том, что такое VR. 54% опрошенных уже имело опыт использования VR, однако в других областях. Помимо этого, своим мнением поделились в интервью эксперты из компании Oracle.

 

Где лучше всего применять VR в индустрии гостеприимства и туризме?

Среди респондентов наиболее популярным ответом на вопрос о том, где использование VR-технологий представляет наибольший интерес, стали экскурсии — как городские, так и музейные (246 и 214 голосов соответственно). Эксперты также посчитали, что экскурсии в музеях, галереях или на выставках с применением VR обладают большими перспективами, однако городские экскурсии, по их мнению, не будут пользоваться такой же большой популярностью.

 

Где лучше всего применять VR в индустрии гостеприимства и туризме

 

Практически половина опрошенных считает, что виртуальная реальность способна сделать выбор дестинации более интересным процессом.

Рестораны стали самым непопулярным вариантом ответа (всего 12,6% по результатам опроса потребителей). По мнению экспертов, люди посещают ресторан, потому что хотят провести время с близкими или встретиться с партнерами по бизнесу, а не ради получения каких-то особых впечатлений от самого процесса. Поэтому подобная услуга представляет меньшую ценность для потребителей.

 

Кто готов платить за VR в индустрии гостеприимства и туризме?

Большинство опрошенных проявили интерес к технологии VR и хотели бы опробовать ее в ИГиТ. Неготовыми к такому опыту по разным причинам себя посчитали лишь 7,2%.

 

Кто готов платить за VR в индустрии гостеприимства и туризме

 

Всего на основании полученных результатов можно выделить два портрета потенциальных потребителей:

  • молодые люди (18-35 лет, парни и девушки) из Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей, которые готовы платить за эту услугу дополнительно. Они являются представителями цифрового поколения, при этом имея достаточно средств, а также имели опыт взаимодействия с виртуальной реальностью и считают, что она привносит услуге дополнительную ценность;
  • люди обоих полов и всех возрастов из регионов. Им интересна виртуальная реальность, поскольку ранее с таким опытом они не сталкивались, однако не готовы или не способны платить за такую услугу дополнительно. VR может использоваться в качестве средства продвижения основных услуг, способного их заинтересовать, однако ожидать получения прямых доходов от предоставления VR-оборудования в ИГиТ не стоит. Исключение здесь составляют экскурсии, которые оказались единственным перспективным направлением для внедрения и получения дохода от VR в регионах.

 

Когда VR будут активно применять в ИГиТ в России?

Эксперты ожидают, что VR в отдельных областях индустрии будет повсеместно внедрена через 10 лет, что оказалось несколько пессимистичнее, чем предполагают потенциальные потребители: последние в среднем считают, что активное внедрение виртуальной реальности ждет индустрию в ближайшие 5 лет.

 

Основные выводы:

  • спрос на VR в ИГиТ в России только начинает появляться, и пока не все потребители понимают, как и где в отрасли можно применять эту технологию и что она им дает;
  • более осведомленные о технологии готовы платить за такую дополнительную услугу, но видят применение VR более ограниченным (считают ее уместной преимущественно в экскурсиях);
  • регионы и столицы — разные рынки. В то время как в регионах люди всех возрастов готовы опробовать технологию бесплатно и в широком спектре различных услуг, в Москве и Санкт-Петербурге платить готовы в основном молодые люди, причем за понятный набор услуг (преимущественно экскурсии);
  • по оценкам опрошенных экспертов, VR-технологии будут активно использоваться в России в ИГиТ к 2030 году, потенциальные потребители же в целом сомневаются в выборе ответа, но склоняются к активному внедрению виртуальной реальности в ИГиТ в 2025.

Авторы: Карташева Елизавета, Райк Вячеслав, Царёв Дмитрий.

Материал уже оценили 3 гостя на:
5
5
Другие оценили статью на 5* из 5. А ваше мнение?