В России для пансионатов существует понятие ярко выраженной сезонности. Как правило, пик активности приходится на период с апреля по октябрь, повышенный же спрос на услуги и турпутевки в объекты санаторно-курортной отрасли приходится на июнь-сентябрь. Причины сезонности две: погодные и социальные факторы.
Особенности управления санаториями и пансионатами
Полезно знать!
Прежде чем планировать шаги управленческой деятельности, следует ознакомиться с особенностями руководства объектами санаторной отрасли.
- Отсутствие незавершенного производства. Специфика данной отрасли такова, что санаторно-курортный продукт производится на момент спроса, в нем нет задатков готовой продукции, а реализация санаторной услуги совпадает с ее выпуском.
- Сезонность. Иногда в первом и четвертом квартале идет формирование убытка, а во втором и третьем – завышенная прибыль.
- Определение понятий «незаезд», «досрочный заезд», «опоздание» для бухгалтерской отчетности. Это важно в случаях работы с путевками по предоплате – возникает необходимость четкого отслеживания бланков строгой отчетности по курсовкам и путевкам. Как результат грамотной работы в этой сфере – увеличенный доход предприятия на основании имеющихся документальных подтверждений.
- Организация грамотной работы с посредниками – агентствами на комиссии, поверенными и пр. Необходимо правильное отражение доходной составляющей.
- Раздельный учет доходов и расходов на услуги, которые облагаются НДС, и которые не облагаются.
Основные принципы и советы экспертов
По словам руководителя первого специализированного сервиса онлайн-бронирования «Санатории-России.рф» Евгения Терентьева, современным управленцам в связи с изменившимся и дополнившимся портретом гостя, необходимо отслеживать их потребности. К примеру, гостей, не считающих себя больными. К ним требуется особенный подход: к примеру, организация оздоровительных процедур, мастер-классов, спа-туров и пр.
Медицинский директор в Ассоциации оздоровительного туризма Михаил Данилов отмечает, что современному управлению санаторного объекта поможет внимательное отношение к инфраструктуре предприятия, состоянию номерного фонда, организации досуговой и культурной жизни и сопутствующих услуг, характер которых может быть очень обширен.