TravelTech в России: слабая активность инвесторов и низкая покупательная способность
По мнению Олега Сафонова, руководителя Ростуризма, инвестиционная мощь будет только увеличиваться. Только за последние десять лет инвестиции выросли только на 70%.
Нельзя не отметить тот факт, что огромное влияние на развитие travel-рынка влияет появление инновационных форматов и решений. Соцсети, новые сервисы BlaBlaCar, Uber, TripAdvisor, Airbnb стремительно развиваются, и с ними следует считаться.
Туристические возможности расширяются за счет различных приложений, агрегаторов и сервисов, позволяющих без участия турагентств планировать и путешествия.
Следует считаться и с распространением искусственного интеллекта. Потребности анализируются при участии Big Data.
Rusbase рассказывают о возможностях российского сегмента TravelTech, который является непростой нишей для местных компаний. Сложность ‒ в невысокой активностью инвесторов и низкой покупательной способностью.
Янис Дзенис, являющийся PR-директором Aviasales, указывает, что слабая мобильность российских граждан является причиной ограничения российской секции TravelTech и, в целом, рынка путешествий. Россияне путешествуют с помощью самолета гораздо реже, чем казахстанцы.
Глеб Калинин, глава направления пользовательского опыта OZON.travel, видит причину в сложном экономическом положении в России. Обычный российский гражданин имеет крайне малый бюджет на путешествия. И поводов считать, что этот тренд измениться, нет. Нас ожидает увеличение рынка Online путешествий, а небольшие участники постепенно из него уйдет.
По мнению Александра Головатого, главы сервиса интерактивных экскурсий Surprise, российские путешественники предпочитают зарубежные страны для туризма, недели путешествия внутри России. Происходит это, к сожалению, за счет плохо развитой инфраструктуры. К тому же относительно слаба инфраструктура экономической поддержки.
С ним согласен директор по развитию платформы izi.TRAVEL Егор Яковлев уверен, что положение на рынке не поменяется до тех пор, пока финансисты прекратят запрашивать Cash Flow от travel-стартапов. С новыми проектами это работает плохо.
Необходимо не забывать и о своевременной адаптации к изменениям в законодательстве.
На сегодняшний момент онлайн покупки составляют только 7% от количества туров. Российским инвесторам придется вкладываться в правильный промоушн и обучение потенциальной аудитории. Все это поможет создать оптимальный техпродукт.
Актуальные тенденции в TravelTech
- Продажа пакетов, включающих самые простые услуги ‒ жилье и перелет. Но это предложение достаточно сложное с технической стороны, поэтому необходимой информации нет.
- Некоторые компании уже используют технологии Machine Learning и Big Data.
- Применение открытого поиска на желаемую дату, отталкиваясь от бюджетных возможностей путешественника.
Авиационные услуги также претерпели изменения. Все большую популярность набирает система NDC непосредственно с авиакомпаниями, продажи допуслуг в самолете и перед поездкой, организация маршрутов, которые применяют виртуальный интерлайн.
Дзенис считает, что популярным становится “Пророк”. Это сервис, просчитывающий все вводные за 10 лет с целью понимания оптимальной цены на авиабилет.
Аналитик Алексей Рожин видит, что растет актуальность сервисов (Travelata,Travel, Level), помогающих самостоятельно искать лучшие ценовые предложения не только на авиабилеты или гостиницы, но и на автобусы.
Особую актуальность приобретает рынок эмоций, впечатлений, так как путешественники стремятся почувствовать, познать местные особенности, а власти на местах, культивируя такой интерес, уводят туристов от приверженности к одним и тем же привычным маршрутам.
Актуальные сферы для инвесторов
По единодушному мнению экспертов, в самое ближайшее время инвесторы в нише Online путешествий заинтересуются автобусными маршрутами, а чуть позже привлекательность получит сегмент распространения авиабилетов.
Стремительно набирают популярность голосовые ассистенты, которые уже могут помочь с экскурсиями по локальным российским музеям. Все это приведет к тому, что некоторые турприложения могут за ненадобностью исчезнуть, а некоторые сервисы, осуществляющие бронь, не смогут напрямую общаться с клиентом.
Идет развитие и искусственного интеллекта в travel сфере, который может предсказать изменение цен на бронирование, матчинг гостиничных номеров и так далее.
Эллин Толстов уверен, что в самое ближайшее время на рынке стремительное развитие ожидает сервисы для собственников жилья, которые сдают свои квартиры в аренду на небольшой срок.
Спрос в сфере омниканальных предложений в сфере TravelTech говорит о желании потребителей иметь полноценный продукт, который закрывает клиентские “боли”. Отсутствие ограничения “одним экраном”, наличие мобильных устройств, систем “умный дом” ‒ все это может помогать путешественнику ориентироваться на полноценный сервис и помощь от первого до финального шага.
B2B-сегмент ожидает рекордное количество перспективных технологий в том случае, если на travel рынок возможен вход венчурного капитала.