Анисия Евдокимова, генеральный директор московского филиала событийно-туристического холдинга "Фаворит"
Ключевые риски, с которыми сейчас сталкивается отрасль: падение спроса, падение среднего чека, необходимость обслужить всех туристов, которые получили ваучеры и замороженные депозиты.
Открытие туристического сезона в регионах на самом деле не такое радужное событие для самой индустрии. Дело в том, что в период карантина многие туристы остались без своих путешествий и их оплаты создали так называемые «депозиты». И вот сейчас как только начинают открывать регионы – первым будут те самые туристы, деньги которых «заморозились», потому что они уже оплатили свой отпуск и не хотят потерять полученные ваучеры, в виду чего в случае с поездками по России стремятся быстрее их использовать. Это означает, что туристы приедут, обслужить их будет необходимо, но вот денег они не принесут, т.к. уже все оплатили ранее.
То есть так необходимого поступления денег на расчетные счета у отельеров, туроператоров и ресторанов не произойдет. В нашей компании даже школьные группы, которые, как правило, путешествовали в каникулы, сейчас готовы ехать сразу с открытием регионов Золотого Кольца, чтобы выбрать те самые «замороженные депозиты». Второй фактор – это падение реального спроса, да, конечно, регионы страны ожидают увеличение количества туристов, об этом говорят из всех источников.
Но вот если поговорить с реальными объектами на местах, далеко не во всех регионах сейчас есть бронирования – ведь туристы не понимают, когда откроются те или иные регионы для поездок и не спешат бронировать. Мы как туроператорская компания сейчас получаем много звонков с уточняющими вопросами по здравницам и санаториям Краснодарского края и Крыма, но вот оплачивать бронирования люди не торопятся.
На своём опыте можем сказать, что 90% обращений носят информативный характер – а это опять же наличие для компаний работы, но отсутствие так необходимой выручки именно сейчас в посткарантинный период. И третий фактор – это падение реальных доходов населения – сейчас в туризме актуален вопрос самых недорогих туров, наша компания запустила он-лайн школу для региональных операторов и ключевой вопрос, который нам задают профессионалы – как снизить стоимость турпродукта. Потому что компании в регионах получают запросы и заявки, однако стоимость, которую готовы платить туристы на 20% ниже, чем текущие цены, которые есть в регионах. Эта ситуация особенно затрагивает сейчас российские экскурсионные регионы и их пакетные экскурсионные туры.
Мы внутри своей образовательной площадки это видим и прорабатываем с региональными операторами, каким образом им сокращать стоимость – однако это опять же не радостные новости, так как падает и маржинальность формируемых продуктов и доходность всех участников процесса формирования турпродукта: от отеля до транспортной составляющей.
Тем не менее, все участники рынка с надеждой смотрят на потенциальный рост внутреннего туризма в после карантинный период, т.к. это позволит многим регионам России раскрыть свой экскурсионный и туристический потенциал.