Правовое регулирование хостелов, расположенных в жилых домах: проблемы правоприменительной практики
В конце 2019 года мы с коллегами посетили очень полезное и информативное мероприятие. Круглый стол, собранный по поручению руководителя депутатского объединения «Моя Москва» Е.Л.Николаевой. Тема заседания была следующая «Правовое регулирование малых средств размещения (хостелов), расположенных в жилых домах и проблемы правоприменительной практики».
На конференции мы выслушали много жалоб от жителей многоквартирных домов, и я их очень понимаю. Дом — это ведь больше, чем просто бетонные стены. Это безопасность и покой, каждый человек ценит ощущение комфорта, которое дают родные стены. И да, я как бизнесмен, который уже много лет работает в этой сфере, не могу назвать квартиру с двуярусными кроватями из IKEA-хостелом, а человека, который этим занимается — хостельером. Если моя мама решит сдавать свою квартиру, она не станет хостельером. Это совершенно самостоятельный вид бизнеса — сдача квартиры в наем.
Существует большое количество инструментов для регулирования такого вида деятельности: нормы количества проживающих на кв. метр и наш Миграционный и Регистрационный учет. Почему у гостиниц есть лишь сутки, чтобы поставить человека на учет, а у квартиры 7 суток? Легкость такого вида бизнеса — она очевидна и привлекательна для многих. Но это ведь не хостел.
Поговорим о самих хостелах. В положении о классификации, слово хостел имеет своё значение — вид гостиниц, включающих в себя многоместные номера, но не более 12 мест в одном номере, помещения для совместного использования гостями (гостиные, холлы, комнаты для завтраков и т.п.), общая площадь которых составляет не менее 25 процентов общей суммарной площади номеров, санитарные объекты, расположенные, как правило, за пределами номера, и предоставляющих услуги питания с ограниченным выбором блюд и (или) кухонное оборудование.
Дорогие читатели, запомните, хостел не может быть расположен в жилом помещении (тогда почему все продолжают называть квартиры с кратковременным проживанием — хостелом?)
Давайте разделим хостелы по типу жалоб и посмотрим, какие же вызывают наибольшие опасения у граждан.
В основном, много вопросов к типу размещения, где целевой аудиторией считаются, так называемые в народе, трудовые мигранты. Я считаю, что такие хостелы надо отделить и назвать их подходящим словом. Например, общежитием. Общежитие — место временного проживания для приезжих студентов и учащихся на время учёбы, сезонных рабочих на время работы, службы или ставшее постоянным для работников учреждения. Из данного определения видно, что сезонные рабочие проживают как раз в общежитиях. Тут уже все встает на свои места.
Еще один тип хостелов — размещение в нежилых помещениях, получивших классификацию, документы по безопасности, где все сотрудники оформлены правильно и уплачены все налоги. Туда приезжают туристы, к слову такие виды размещения открыли Москву как для иностранных студентов, так и для огромного количества туристов из дальних уголков России. Гости приезжают показать детям Москву, закупиться в столичных магазинах или же искать работу.
Это огромный пласт людей, которым проживание в гостиницах просто не по карману, и они с огромной благодарностью и трепетом приезжают в хостелы. Многие становятся постоянными клиентами и радуются, что Москва стала доступной для всех.
Но по закону жанра, именно таким хостелам «достается больше всех». По данным МВД в Москве за год было проведено более 1500 проверок по вопросам Миграционного и Регистрационного учета. А Роспотребнадзор провел порядка 900 проверок. Большинство таких проверок было проведено в тех хостелах, где проживают туристы, а владельцы ведут легальный бизнес.
Итог сей операции приведу в цифрах:
2018 год
Всего средств размещения в категории «без звёзд» 2000:
- из них хостелов 900 штук (booking данные);
- квартир в наем 160 штук.
2019 год
Всего средств размещения в категории «без звёзд» 2000:
- из них хостелов 450 штук;
- квартир в наем 600 штук.
Вывод очевиден, хостелы ушли в свою категорию: квартиры в краткосрочный найм.
Решение проблемы лежит на поверхности — необходимо работать с классификацией.
Нужно разработать классификацию специально для малых средств размещения. Закон 2.0. нужно делать с учётом того, что классификация «без звезд» должна содержать в себе более широкую градацию:
- Хостелы.
- Общежития.
- Капсульные отели.
- Гибрид-отели.
- Мини-отели.
- Бутик-отели.
- Апартаменты.
- Гостевые дома (характерно для курортного отдыха).
- Квартира в краткосрочный найм.
Если каждому из этих существующих средств размещения присвоить характерные стандарты и признаки, разделить четко по понятиям и определениям, то путаница уйдёт.
Каждую из категорий оценивать по трёхбальной шкале: от 1 до 3 (пусть будет называться это солнцами, к примеру). И тогда можно будет проводить классификацию эффективно. По пунктам будем обсуждать дальше, на следующих заседаниях. Но очень надеюсь, что программа решит все вопросы, связанные с некачественным предоставлением жилья.