НДС 20%: паниковать или нет?

Декабрь 25, 2018
Юрист-отельер, руководитель отеля «Царский Двор» в Челябинске Юрий Звонков о том, как отельерам реагировать на изменения, связанные с увеличившейся ставкой налога на добавленную стоимость, а также, какие действия в связи с этим предпринять уже сегодня.

Думаю, паниковать бессмысленно. Чему быть – того не миновать. Однако, следует учесть некоторые особенности.

К примеру, не нужно забывать о повышении ставки налога при составлении бюджета на 2019 год. Поскольку очевидно, что подорожает абсолютно всё. И, как мне кажется, не на 2%, как прогнозируют «аналитики» с экранов.

На рубеже 2014-2015 годов у меня были свои продуктовые магазины. И я отлично помню реакцию рынка на повышение курса доллара. Наблюдался некоторый диссонанс: сначала оптовые (закупочные) цены на продукты питания взлетели в «космос», тут же повышением цен отреагировали большие торговые сети, следом, с небольшим запозданием, повысили цены маленькие магазины. Причём именно в маленьких магазинах в тот переходный период цены всё равно были ниже.

Мелкие предприниматели боялись потерять постоянных клиентов, и продолжали делать фиксированную наценку на товары – 10-25% в среднем.

Крупные сети же наоборот – активно пытались покрыть свои убытки и увеличили наценку. Затем рынок стал корректироваться. На смену дорогим товарам пришли более дешевые аналоги, закупочные цены перестали «скакать» и торговые сети снова стали пестрить акциями и специальными предложениями. Тем временем, магазины с небольшим оборотом, которые не успели реализовать дорогие товары – которые, к тому же, закупались впрок, поскольку был страх новых ценовых потрясений – были вынуждены работать себе в убыток.

Кто-то выдержал эти непредсказуемые несколько месяцев, кто-то погряз в убытках. Эту же историю могу пересказать, с другой стороны – как юрист практик. В этот период возникло огромное количество предприятий из разных сфер деятельности, которые не смогли исполнить свои обязательства перед банками, контрагентами и т.д., что также косвенно усугубляло нестабильную ситуацию в бизнесе. Банки покрывали свои убытки повышением кредитных ставок для крупного бизнеса –с 12% до 30%, малому бизнесу и вовсе отказывали в выдаче займов.

Конечно, такого апокалиптического сценария в 2019 году лишь из-за повышения налога не будет, но определенный стресс бизнес испытает, а значит и отельерам нужно задуматься, как работать в период «устаканивания».

Нужно учитывать, что изменения повлекут не только увеличение издержек гостиницы, а также приведет к снижению платежеспособности граждан и юридических лиц. Тот сегмент, который выбирал хорошие «четверки» начнет чаще бронировать «тройки». Могут образоваться «должники».

Сомневаюсь, что изменения кардинально затронут ликвидность отелей в городах с хорошей среднегодовой загрузкой. Лишь произойдет увеличение тарифа.

Но боюсь, что в остальных провинциальных городах отели ограничатся очередным урезанием издержек. Такой парадокс наблюдался в городе Челябинск в 2016-2017 годах, когда несмотря на планомерный рост издержек гостиниц – на Booking.com «четверки» конкурировали по ценам с «тройками» и средняя загрузка по городу в тот период была на уровне 43% при ADR 2400 руб. Как только в городе появилась бизнес активность в преддверии проведения саммитов ШОС и БРИКС – ситуация более-менее нормализовалась.

Поэтому отелям необходимо уже сейчас учитывать грядущие изменения при составлении бюджета на 2019 год, проверить кредитные договоры на предмет одностороннего изменения процентных ставок банками, самим не оказывать услуги с отсрочкой платежа для непроверенных контрагентов и не забыть проговорить с собственниками о возможных рисках.

Оцените материал:
rating: 
No votes yet