Наталья Колганова о ХАССП и проверочных листах Роспотребнадзор

Ноябрь 22, 2018
Какие контрольно-проверочные листы подготовил Роспотребнадзор, что такое ХАССП, и как соблюдать принципы пищевой безопасности – об этом рассказывает эксперт систем качества и безопасности пищевой продукции, Аудитор национальных и международных стандартов ИСО 22000/ХАССП г. Москва Наталья Колганова.

Пути реализации стратегии повышения качества пищевой продукции в РФ до 2030 года – общая информационная система, которая отслеживает внедрение систем управления качеством, продвижение основ здорового питания, разработка, внедрение и соблюдение принципов пищевой безопасности ХАССП. Сейчас все силы и средства направлены на то, чтобы предприятия гарантировали качество и безопасность выпускаемой пищевой продукции. Важным шагом предприятия в реализации данной стратегии является разработка и внедрение принципов ХАССП.

Общая задача – разработать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии принципы ХАССП, тем самым гарантировать качество и безопасность пищевых продуктов. Задача контролирующих органов в свою очередь не только проверять соблюдение, но и помогать, информировать предприятия, через методические рекомендации, семинары. Я всегда говорю, что необходимо дружить с территориальным контролирующим органом. Для чего это нужно предприятиям? Вы можете напрямую задавать все интересующие вопросы, получать ответы от компетентных лиц и не переживать за верность и точность информации.

Проверочные листы Роспотребнадзор

Проверочный лист – это список основных контрольных вопросов, относительно предметов проверки. Проверочный лист необходим при проведении плановой проверки с целью федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением обязательных требований на предприятиях и объектах общественного питания.

При проверках организаций общественного питания используется проверочный лист, утвержденный Приложением № 1 к Приказу Роспотребнадзора № 860.

Вопросы разделены по категориям:

  • Общие вопросы.
  • Требования к канализации и водоснабжению.
  • Требования к условиям труда в организации.
  • Устройство в помещениях и их содержание.
  • Требования к посуде, инвентарю.
  • Требования к приему, хранению продукции, ее транспортировке.
  • Требования к приготовлению блюд.
  • Требования к продаже готовой продукции и т.д.

Владельцы предприятий общественного питания имеют возможность лично проверить соблюдение ими требований санитарно-эпидемиологического законодательства. Если на все контрольные вопросы дается положительный ответ, то и волноваться перед предстоящей плановой проверке Роспотребнадзором не следует. Иными словами- вы сами можете по данным вопросам определить несоответствия/нарушения и начать их устранять. Это огромный плюс и помощь организациям общественного питания. «Предупрежден-вооружен».

Принципы ХАССП

Уже сейчас 40% организаций общепита внедрили и следуют этим принципам.

Россия находится на территории Таможенного Союза. Вступил в силу Технический регламент Таможенного Союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции». Статья 10 говорит о том, что всем предприятиям, которые имеют отношение к производству, изготовлению, транспортировке, хранению, утилизации и реализации пищевой продукции необходимо разработать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии принципы ХАССП.

Контролирующий орган – Роспотребнадзор

Когда Роспотребнадзор имеет право проверять соблюдение принципов ХАССП на предприятии?

1. При плановых проверках.

2. При внеплановых проверках – по жалобе конечного потребителя.

Очень важно знать и понимать, как отличить сотрудника контролирующего органа от представителя общественной организации. Какие документы вы можете запросить и проверить у данных лиц– приказ/постановление о проверке; удостоверения сотрудников. К сожалению встречались случаи, когда представители общественных организаций (называясь сотрудниками контролирующих органов) обходили рестораны, требовали к проверке документированные процедуры ХАССП и если документацию по ХАССП предприятие предоставить не могло запугивали штрафами, внеплановыми проверками, затем брали в обмен за свое молчание денежные средства и удалялись.

Штрафы за несоблюдение принципов ХАССП

Предусмотрена административная ответственность за несоблюдение принципов ХАССП – штраф на юридическое лицо до 1 млн рублей или приостановление деятельности организации сроком на 90 дней.

Предприятия могут выбирать по какому нормативному документу будут разрабатывать и внедрять принципы ХАССП

1. ГОСТ Р 51705.1-2001 «Управление качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП. Общие требования».

2. ГОСТ Р ИСО 22000-2007 «Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования к организациям, участвующим в цепи создания пищевой продукции».

Разработать и внедрить принципы ХАССП можно самостоятельно, сделать это могут обученные сотрудники вашей компании. Либо, можно воспользоваться услугами сторонней организации. На практике- самостоятельно разработать и внедрить принципы сложно, не все могут выделить штатную единицу для этой работы. Совмещать внедрение со своей повседневной работой, так же тяжело и не просто.

При втором варианте необходимо быть внимательными, очень много случаев мошенничества. Компании практикуют продажу шаблонных документов без обучения сотрудников, без проведения аудитов, а некоторые и вовсе продают «Голые» сертификаты. Это ни к чему хорошему как правило не приводит.

Так же помните, что сертификация ХАССП на сегодняшний день – дело добровольное.

Будьте бдительны!

Оцените материал:
rating: 
5 (1 vote)