Один из видов туристических направлений в России – гастрономический туризм. Он активно набирает почитателей, что способствует появлению новых туров – в особенности, в городах с историей, с местными уникальными продуктами, блюдами, которые представлены исключительно в регионе. Так, в Москве есть возможность попробовать кухни мира – начиная от старинной русской, заканчивая посещением ресторанов с ливанской, итальянской, французской.
Виды гастрономического туризма, существующие в РФ
Кулинарный туризм – это возможность туристу за короткий срок познакомиться с традициями страны, оценить гастрономические возможности, сформировать собственное мнение о национальной еде. Кулинарная поездка сопровождается гурманскими изысками конкретного региона – дегустацией сыров, вин и просто ужинами из национальных блюд.
Виды гастрономического туризма | Описание |
Зеленый или эко-тур | Туристу предлагают посетить региональные эко-фермы, местные производства, которые славятся экологически чистой продукцией. К примеру, недельное путешествие дает знания относительно приготовления блюд, изучения тонкостей производства, а также туристы пробуют блюда, приготовленные из эко-продуктов. В России распространен сырный и винный туризм, где гости отведали вкусные местные сыры и выдержанное вино. |
Сельские туры | Набирают популярность среди европейцев и россиян – жителей мегаполисов, которые никогда не были в деревне. Турист живет в сельской местности, познает культуры, людей, быт, дегустирует деревенские блюда на основе мяса, молока и овощей с грядки. Сюда иногда включается сбор дикорастущих ягод, трав, грибов. |
Событийные мероприятия | Туристов приглашают на 1-2 дня в конкретный город на фестиваль или любое масштабное празднование. Там он пробует блюда от местных шеф-поваров и весело проводит время на празднике. |
Рестотур | Рестотур для людей, которые любят комфорт, изучение новых ресторанных концепций и подач. Он предполагает заселение в качественный отель, а сам турист варьирует для себя количество посещаемых за один день ресторанов. Совместно знакомится с достопримечательностями города. |
Мастер-классы | Как часть или дополнение к туру. Гости сами принимают участие в приготовлении уникальных блюд конкретно взятого региона, учатся у шеф-повара и даже участвуют в подборе продуктов на местном рынке. |
Винные гастротуры | Специально созданы для ценителей вина. Для них не обязательно делать визу – в России есть свои предложения. Путешественники узнают что-то новое о своей стране, о новом для себя регионе. Такие путешествия дарят заряд положительных эмоций. Новые знакомства и более тесное общение с остальными участниками. |
Образовательные туры | Они помогают через еду, национальные обычаи и традиции, понять особенности региона, познать местных жителей. Иногда это целое образовательное событие, предполагающее прохождение курсов у шеф-повара, обучение, повышение специализации. Широко распространено в Европе. |
Особенности гастрономического туризма в России и его перспективы развития
Гастрономический туризм развивается по всему миру, а питание в туризме солидно влияет на социальное и экономическое развитие страны. Подчеркивание региональной аутентичности, в том числе за счет еды и национальных блюд, повышает туристическую привлекательность. Гастротуризм в России только набирает обороты. Проблема в отсутствие четких маршрутов и качественного транспортного оснащения подобных поездок.
Некоторые российские бизнесмены предлагают россиянам, путешественникам из других стран особенные гастротуры. Целевая аудитория – гурманы и ценители необычных путешествий. Кулинарные туры предлагают на Алтае и в Астраханской области. В Ярославле, к примеру, есть экскурсия «Обед в русской избе». Организация происходит в соответствие с национальными обычаями и традициями региона. Туристам-гурманам интересны гастрономические туры в Крыму, на винодельни Краснодарского края, где выращиваются известные сорта винограда.
Сейчас идет широкая работа на создание новых направлений гастротуризма, составляются программы и маршруты. К примеру, в Плесе, Пскове, Переславле-Залесском.
Намечается и проблема: интерес у путешественников есть, но нет предложений со стороны бизнесменов и туристической отрасли. Причин несколько:
- низкий уровень сельского хозяйства в стране;
- некоторые производители из России не пускают туристов на производство;
- отсутствие инфраструктуры (дорог, гостиниц, туристических центров).
К примеру, гастрономическо-развлекательное предложение «Пир на Волге» за 11 400 рублей на 3 дня включается осмотр городов Золотого кольца, участие в мастер-классах по приготовлению блюд и гастрономическом пикнике. Здесь гостям предлагается широкий выбор интерактивных зон и ярмарок-продаж локальных продуктов.