Новые незабываемые впечатления, национальная кухня, уникальные культура и уклад жизни местных жителей, новые гастрономические и кулинарные открытия из натуральных продуктов того или иного региона, всё это влечет современного туриста в эногастрономические путешествия по всему миру. Россия не исключение, с каждым днем создаются новые эно- и гастрономические туры в различные регионы нашей страны, проводятся фестивали и мероприятия международного уровня.
Эногастрономический или «винный» туризм в свою очередь развивает туризм в регионах, позволяя увеличить количество туристических прибытий, продлить туристический сезон, повысить имидж региона, обогатить и дифференцировать местный турпродукт, включив в него винные экскурсии, дегустации, презентации, мероприятия и фестивали и пр.
Учитывая, что поездки за границу остаются достаточно дорогими, государство также способствует развитию регионов и альтернативных видов туризма, таких как эногастрономический туризм.
Сегодня Россия занимает 8-е место по производству вина и 7-е по потреблению, в стране выращивается 95 тысяч гектаров виноградников.
Лидерами по развитию эногастрономического туризма в стране являются Северный Кавказ и Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский край, Крым, Астраханская, Волгоградская и Саратовская области. Эти территории являются наиболее популярными направлениями для эногастрономического туризма.
Но, отечественный винный туризм, при всем его потенциале испытывает некоторые проблемы. Например, низкая информированность потенциальной аудитории о турпродукте, низкий уровень развития инфраструктуры и качества обслуживания, высокая цена на подобные туры. В зависимости от региона встречаются случаи, когда сами рестораторы и производители не идут на контакт, который находится в их же интересах. Что касается Краснодарского края и Крыма, большая часть виноградников была уничтожена в 80-х годах и до сих пор восстанавливается от последствий.
Благодаря закону о виноградарстве и виноделии в стране будет решена проблема фальсификации и контрафакта продукции, вскоре значительно повысится качество производимого продукта, что положительно отразится на внутреннем и въездном туризме в России.
В перспективе, Россия сможет выйти на мировую арену как одна из полноценных винных провинций. По новым правилам, отечественное виноделие получит существенные послабления и государственную поддержку, что привлечет в отрасль поток новых инвестиций. Кроме того, некоторые регионы России занимаются брендированием собственных блюд, что повысит узнаваемость и поможет в продвижении туристских дестинаций.
Проводится все больше фестивалей посвященных вину, виноделию и гастрономической культуре, но следует отметить, что без поддержки государства и местных властей региону не удастся поднять свой имидж, и, соответственно, привлечь туристов и партнеров в отрасль.