Дмитрий Богданов: «Российский санкур лидирует в мире по соотношению пользы для здоровья и ценовой доступности»
— Дмитрий Владимирович, как сейчас обстоят дела в российской санаторно-курортной сфере?
— В последние 7-8 лет мы видим возрождение интереса в России к санаторно-курортной сфере. Неправильно и необъективно говорить, что у нас все плохо. Если в 90-е и «нулевые» годы тенденции, действительно, были негативные, то после ряда мер, предпринятых представителями бизнес-сферы и государственных структур, наши санатории начинают возрождаться. Все это подтверждается и общемировой тенденцией интереса и внимания к собственному здоровью. Многие отели, которые ранее оказывали только гостиничные услуги, открывают у себя медицинские и лечебные центры. Также растут запросы и на санатории. Только в январе 2020 года запросов на санатории было на 1 млн больше, чем в январе прошлого года. Но это, конечно, не значит, что в санкуре все идеально.
Во-первых, на рынке работают порядка 1800 санаториев, это, безусловно, не 35 тыс. отелей. Но оборот от санаториев сравним с оборотом от указанных отелей. Это большой серьезный сегмент рынка.
Во-вторых, сложилось три сегмента:
- санатории-лидеры, их 120-150 на территории РФ;
- т.н. санатории-«середнячки». Эти объекты нельзя назвать провальными, но они, как говорится, звезд с неба не хватают;
- проблемные санатории, к сожалению, это самая большая группа. Если бы не госзаказы, дотации, они бы давно закрылись.
Какой можно сделать вывод?
Интерес со стороны потенциальных гостей большой, а предложений, соразмерных по качеству и разумным ценам, мало.
Также санатории в течение долгого времени были не «в рынке», поэтому специалистов, экспертов управленческих команд в России катастрофически не хватает. Более того, многие команды, которые заявляют, что умеют управлять, на самом деле, делать этого не умеют.
Поэтому есть ряд сложностей. Однако, в ближайшие 5-10 лет мы ожидаем рост интереса к теме санкура со стороны не только инвесторов, но и топ-менеджеров, начальников отделов, которые понимают, что в этой сфере можно работать и зарабатывать. А самое главное, рост интереса со стороны гостей, которые осознают, что в санатории можно пользоваться качественными услугами, получать удовольствие от пребывания.
— В чем отличие советского и современного российского санкура? Каковы плюсы советского санкура, которые «мы потеряли»?
— В советское время санкур, по сути, обслуживал один большой государственный заказ. Это была серьезная целенаправленная политика партии и правительства, которые понимали, что нужно заботиться о здоровье граждан. Стране нужны были полноценные здоровые работники. И еще фактор — это минимизация расходов государства на систему здравоохранения. Мы все понимаем, что профилактика, как минимум, в 10 раз оправдана и более выгодна по сравнению с полноценным лечением уже возникших серьезных заболеваний, оказанием высокотехнологичной медицинской помощи, закупкой томографов, затратами на дорогостоящее обучение врачей. То есть гораздо проще — направлять людей в санатории, тем более люди частично готовы оплачивать их. Современные санатории стали разворачиваться лицом к рыночной экономике, что отличает их от системы советского санкура.
Сейчас появляются успешные проекты, которые, сохраняя уважение к советским традициям санкура, добавляют современные технологии диагностики и лечения, сервиса, анимации, обучения персонала. Сейчас много санаториев, которые похожи не на больницы, а на современные отели больших гостиничных сетей, где гость получает сервис 3*-5* за приемлемую цену.
— Каковы тенденции в санаторно-курортной сфере вы наблюдаете?
— Мы отмечаем рост интереса к здоровью, к профилактическим и лечебно-превентивным программам как классического санаторно-курортного лечения, так и диагностики (чек-ап). Появились программы, ориентированные на людей определенной возрастной группы, например, программа «Серебряный возраст», который ориентирован на людей категории 55+, программа «Антистресс» для работающих граждан, программы для молодых мам. Российским санкуром интересуются не только россияне и живущие в постсоветском пространстве, но и граждане Израиля, Греции, Великобритании.
— Какие российские регионы считаются самыми популярными и перспективными?
— Сочи и Краснодарский край, конечно, вне конкуренции. Здесь находятся самые большие в стране оздоровительные комплексы. На втором месте — это санатории Кавминвод, далее идут санатории Крыма, Башкирии, Тюменской области, Татарстана, Алтайского края, Поволжья, Петербурга и Подмосковья. Но санатории есть во многих регионах, хотя и не везде в виде хороших примеров.
— Может ли российский санкур полноценно конкурировать с зарубежными курортами? За счет чего?
— Российский санкур в том виде, в котором он находится сейчас, может не только конкурировать с курортами других стран, но, по факту, является безоговорочным лидером в мире по соотношению пользы для здоровья и доступности в плане цены. То есть вряд ли где-то в мире возможно за 20-25 евро в сутки получить лечебную программу под контролем врача. У нас это вполне нормальная и доступная цена во вполне хороших и востребованных санаториях того же курорта Сочи. За 30-35 евро мы можем получить высококачественный сервис в самых современных объектах. В странах Восточной Европы цена идет от 45 евро за минимальную лечебную программу.
Поэтому наши граждане могут за вполне доступную цену получить диагностику, профилактику, поправить здоровье и снова приступить к полноценной жизни и работе.