Что будет с отельным бизнесом осенью

Июль 31, 2020
Вадим Прасов, старший преподаватель кафедры менеджмента в индустрии гостеприимства Института отраслевого менеджмента (ИОМ) РАНХиГС, вице-президент Федерации рестораторов и отельеров

Вероятность всяких прогнозов зависит от шансов на приход второй волны пандемии. Так, важно понимать, когда вернется возможность проведения любых массовых мероприятий — деловых, спортивных, культурных. Многое будет зависеть от восстановления прямого авиасообщения с другими странами: с этим в большей степени связаны Москва и Санкт-Петербург, отчасти — Казань, Екатеринбург и Владивосток. Вероятно, если говорить про гостей из-за рубежа, деловой поток какое-то время будет превалировать над туристическим.

Ситуация на рынке отелей, если мы говорим именно о городских гостиницах, уже плавно улучшается, и эта тенденция продолжится.

Хотя сентябрь, скорее всего, не будет активным месяцем. Всё будет зависеть от того, когда со сторон федеральных и региональных властей появятся инициативы о возможности проведения мероприятий по 50-300 человек, и в какой последовательности будут сниматься эти ограничения.Если никаких потрясений не будет, к Новому году большинство гостиничных предприятий должны восстановить показатели относительно конца прошлого года примерно на 80%.

На полное восстановление индустрии уйдет года два.

Что касается загородных, рекреационных и курортных предприятий, сегодня СМИ говорят об огромном наплыве туристов в Сочи и Крым. Соглашусь лишь отчасти: активность разная в зависимости от конкретной территории. Нельзя утверждать, что Черноморское побережье полностью занято туристами: так, в Туапсинском районе загрузка держится на уровне 40-50%. К тому же, в ближайшие 10 дней возобновится активность по Турции, которая оттянет на себя часть спроса.Многие уже пересмотрели свои планы на август-сентябрь, и, скорее всего, в этом году будет сдвиг сезонного спроса. Можно предсказывать сдвиг «бархатного сезона» на октябрь и первую половину ноября. По загородному сегменту — например, в Подмосковье,— оживление по этапам снятия ограничений ощущается уже полтора-два месяца. В городских агломерациях часть людей либо опасается выезжать на отдых к морю, либо экономит из-за того, что бизнес пострадал, и бюджеты уменьшились. Люди сейчас не готовы путешествовать две недели и выбирают более короткие паузы для отдыха ближе к месту проживания. Поэтому спрос на загородные отели есть, загрузка есть, но за последние три месяца россияне богаче не стали, и это влияет на покупательную способность.

Ростислав Вылегжанин, сооснователь компании Lodge.Camp (компания полного цикла по созданию загородных глэмпингов, кемпингов и баз отдыха).

По нашему мнению, развитие гостиничного бизнеса осенью этого года и весь будущий год будет сосредоточено в сфере загородных эко-отелей, глэмпингов и кемпингов, баз отдыха, лодж-отелей. Это связано с двумя факторами.

Во-первых, после первой волны пандемии люди "потянулись" на природу. Но при этом далеко не всегда готовы на природе жертвовать базовыми удобствами. Поэтому сформировался запрос на качественную инфраструктуру для отдыха на природе и эко-туризма.

Во-вторых, рынок загородных средств размещения активно начинает поддерживать государство.

Агентство стратегических инициатив запустило акселератор туристических проектов на особо охраняемых природных территориях, в рамках нацпроекта "Экология" Министерством природных ресурсов в прошлом и этом году также реализовано несколько проектов по созданию туристической инфраструктуры и турпродуктов на территориях Национальных парков и заповедников. В самое ближайшее время руководитель Ростуризма Зарина Догузова пообещала стартовать грантовый конкурс с бюджетом 2 млрд рублей на создание глэмпингов и эко-отелей, а также туристических продуктов. Соответственно, с одной стороны, спрос повернулся в сторону отдыха на природе. С другой стороны, государство разными инструментами и разными ведомствами приходит в качестве серьезного "помощника" на этот рынок.

Алла Цытович, владелица сети хостелов-коливингов. Эксперт по бюджетным инвестициям в арендную недвижимость и современным форматам жилья для молодежи

Отельный бизнес до сих пор в зоне неопределенности. Хорошо чувствуют себя только отдельные сегменты, в основным связанные с внутренним туризмом и из этого сектора — ограниченное количество направлений (курорты Черного моря, Алтай, средняя полоса России). Загрузка не то что не достигла докризисных уровней, она держится на уровне 25-35% в среднем по бюджетному сектору (хостелы, мини-отели, отели 1-2 звезды). Кроме того, выручка сейчас ниже, чем при соответствующей докризисной загрузкой, так как в среднем дисконт по тарифам составляет от 20 до 40%. Многие клиенты бюджетных мест размещения не вернулись в крупные города, так как рынок труда не восстановился. Ожидание второй волны пандемии определенности отельному бизнесу не добавляет.

Однако уже сейчас понятно, что осенью можно ожидать обострения конфликта арендодателей и арендаторов-отельеров. С 1 октября закончится предоставленная ФЗ93 рассрочка и отсрочка арендных платежей. Договориться о снижении арендных платежей удалось не более 30% арендаторов-отельеров. Выручка осенью не вырастет до объемов, позволяющих оплачивать даже с дисконтом арендные платежи. Можно ожидать массового закрытия бюджетных мест размещения, если не будут оперативно приняты новые законодательные акты, облегчающие ситуацию с арендными платежами для отельеров ( новые отсрочки, законодательные акты, обязывающие предоставлять скидку и т.д.)

Точка зрения автора данной статьи в разделе "Мнения", может не совпадать с мнением редакции.
Материал уже оценили 0 гостей на:
0
0
Другие оценили статью на 0* из 5. А ваше мнение?