Автоматизированные решения для отельной инфраструктуры условно делятся на две большие группы по зоне покрытия — BMS (Building Management System) для задач по управлению климатом, освещением и водоснабжением, и GRMS (Guest Room Management System) для создания комфортных условий в гостиничном номере.
Без BMS на сегодняшний день не обходится практически ни одно современное здание. Решения по управлению инженерными системами на уровне инфраструктуры всей постройки стали признанным стандартом не только в гостиничном деле, но и при строительстве офисов, жилых комплексов, торговых центров и т.д.
GRMS, в свою очередь — это системы, которые широко применяются именно в отелях.
Такие решения позволяют управлять светом, жалюзи и теплом, обеспечивая гостям максимально комфортное пребывание, тем самым повышая лояльность клиентов и, соответственно, рейтинг отеля. Многие гостиничные франшизы вносят системы GRMS в список обязательных требований к отелям-участникам сети. В таком случае автоматизированные системы становятся необходимым условием и относятся к большому блоку предписаний «управление комфортом».
Автоматизированные системы делают отель современным и функциональным, то есть заставляют системы работать корректно и энергоэффективно. Непосредственно GRMS призвана сделать управление комфортом в номере максимально простым и интуитивно понятным.
Продвинутые решения позволяют настраивать световые сцены «день\ночь» одной кнопкой, поддерживать комфортную температуру воздуха и пола, исходя из предпочтений гостей, и при этом экономить электроэнергию, когда номер пустует. Современные системы поддерживают управление с экрана телевизора и даже с мобильного приложения.
То, насколько система GRMS необходима для конкретного отеля напрямую зависит от количества звезд. В вопросах автоматизации по «звездности» отрасль можно разделить на три сегмента — эконом (до 3-х звезд), оптимальный (3-4 звезды) и люкс (от 5 звезд). На каждом уровне свои задачи, свой подход к автоматизации и свой необходимый минимум.
Основное преимущество эконом-сегмента — низкая стоимость проживания. Очевидно, что сложные и дорогостоящие системы автоматизации в таких отелях окажутся немного не к месту. Как правило, в таких гостиницах небольшие однотипные номера, количество которых могут доходить до тысячи.
В номерах присутствует лишь элементарные световые и тепловые/охлаждающие установки, которые не предусматривают углубленного управления. Несмотря на то, что это тоже своего род, GRMS, следует отличать ее от полноценной системы управления комфортом — здесь это будет локальное управление с помощью карточек-ключей гостя.
В отелях оптимального уровня картина отчасти похожа на эконом-сегмент, но имеет ряд ключевых отличий. Уже появляется необходимость в более детальном контроле света и климата, однако внешнему виду и материалам электроустановочных изделий все также уделяется мало внимания.
С точки зрения GRMS, появляется ряд необходимых функциональных изменений. В отличии от сегмента «эконом», в отелях с 3-4 звездами, больше внимание уделяется инженерным вопросам. В целом, можно говорить о более грамотном проектировании системы управления комфортом и осознанном подходе к энергопотреблению.
Среди них, например, управление климатом по присутствию. Эта функция делает ненужной карту-ключ — его задачу берут на себя датчики положения двери и датчик присутствия. В таком случае, как только в номер заселяются гости, система переводит управление климатом в режим комфорт, либо передает управление постояльцам, но как только система поймет, что гость отсутствует уже определенное (заданное) время, она перейдет в режим экономии энергии, что сильно сократит расход электроэнергии, при некритичных сдвигах по температуре на 1-2 градуса.
Сегмент люкс — это роскошные номера, интересные дизайнерские решения, дорогие отделочные материалы, высокий уровень сервиса и, соответственно, особенное отношение к управлению комфортом. В этом сегменте пристальное внимание уделяется внешнему виду контроллеров и других элементов GRMS, которые находятся на виду у гостя, — они должны идеально соответствовать дизайну номера. Здесь присутствуют все те же элементы, что и в оптимальном сегменте, однако появляются новые функции.
Например, возможность передать информацию о том, что номер требует уборки, или наоборот — не беспокоить. Также появляются кнопки управления так называемыми световыми сценами — включение ночной сцены, к примеру, инициирует закрытие штор и приглушение света.
В сегменте люкс особенно важным становится интуитивно понятный интерфейс — совершенно не важно откуда гость, он должен работать с элементами управления без перевода и помощи. Именно это и определяет комфорт пользовательского опыта.
Кроме того, нельзя игнорировать современный тренд — мобильные приложения. Несмотря на то, что подобные функции еще не сильно распространены, отельные сети уже требуют интеграцию с мобильными приложениями, которые позволяют управлять рядом функций GRMS с вашего гаджета.
В первую очередь внедрение GRMS — это повышение уровня комфорта, удовлетворенности и лояльности гостей отеля. Однако если алгоритмы работы системы рассчитаны корректно, то можно сократить затраты на электроэнергию на 40%. Правильно настроенные GRMS интегрированные в BMS с помощью интеллектуальных алгоритмов, позволяют извлечь из обеих систем максимальную экономию — до 45 %.