Андрей Артюхов о развитии автотуризма как точки роста для туротрасли
25 апреля 2024 года распоряжением Правительства РФ утверждена Концепция развития автомобильного туризма на период до 2035 года. Согласно Концепции, планируется увеличить число автотуристов до 44 млн, а количество путешествий на автомобилях и автобусах — до 47 млн к 2030 году.
Гость WT — эксперт Национального союза профессионалов индустрии кемпингов и автомобильного туризма (НСПКА) Андрей Артюхов — рассказал, какие ресурсы есть для успешной реализации Концепции, проблемы какого рода приходится решать бизнесу и в чем нуждается сейчас предприниматель, который готов развивать автотуризм в России?
— Как вы оцениваете план, представленный в Концепции развития автомобильного туризма? Решает ли он актуальные проблемы автотуризма?
— Концепция — это шаг государства к системному подходу и решению существующих проблем развития автомобильного туризма. Единственное, что мы, как профессионалы рынка, не совсем согласны с теми акцентами, которые расставлены в этой концепции.
Большая часть ее посвящена развитию именно придорожной инфраструктуры и маршрутов.
По нашим данным, а они совпадают с существующими опросами лидирующих агентств, более 60% автотуристов путешествуют на автомобилях. Это примерно 20-25 миллионов семей. Из них половина предпочитает отдых в отелях и гостевых домах, а половина — отдых на природе. Т.е. у нас есть 10 миллионов семей, в то время как современных оборудованных кемпингов у нас не хватает даже для караванеров. Кемпингов, которые способны принимать и караванеров, и обычных автотуристов, всего 431 штука. И появляется их не более 20 в год. И то — не благодаря поддержке государства, а благодаря прямой работе нашего профессионального сообщества с инвесторами.
Вот поэтому у нас много «дикого» туриста. И на это просто необходимо обратить внимание. Популярность автомобильного туризма растет, и государство, и регионы делают все для того, чтобы люди поехали, и у них появилась конечная точка ночевки.
— Помогает ли программа строительства модульных отелей в этом?
— Увы, даже она не спасает. Строительство отеля — это дорого, инвестору нужно потратить порядка 3-5 миллионов на строительство одного дома, в котором будет размещена семья до 4 человек, в то время как на благоустройство одного оборудованного участка для индивидуального размещения в кемпинге необходимо потратить 100-150 тысяч рублей. А в нем сможет разместиться семья до 6 человек, а если они приехали со своей палаткой, отдых будет более доступным.
Мы часто задаем вопрос: сколько готова тратить среднестатистическая семья в том или ином регионе на одну ночевку в отдыхе на природе? Средний ответ звучит так: до 5 тысяч рублей. И таких средств размещения катастрофически мало.
— Чем отличаются караванинг и автотуризм?
— Автотуризм — это общее понятие. Караванинг — это ответвление автотуризма.
Караванеры путешествуют на специализированной технике, подготовленной для более комфортного путешествия и проживания в ней. Таким людям в кемпинге нужно только благоустроенный участок земли, где они могут разместить свои дополнительные аксессуары для комфортного отдыха, например, гамак повесить, припарковать велосипед.
Арендуя в фирменном кемпинге участок площадью 70-80 кв. м, человек понимает, что это его природный отельный номер, и он на этой территории может организовывать свой отдых так, как ему удобно, в рамках российского законодательства и правил поведения в кемпинге. И к нему на этой территории уже больше никого не подселят. Вот что самое главное.
— Вы считали, сколько нужно сейчас кемпингов?
— Чтобы ликвидировать тему дефицита размещения, необходимо создать до 5 тысяч кемпингов.
Соответственно, равномерно диктовать будут условия и спрос. Для этого нужен анализ территории, анализ уже имеющихся средств размещения и анализ туристического спроса.
Но для того, чтобы это сделать, нужны даже не меры поддержки, у бизнеса деньги есть.
— А в чем проблема?
— Весь вопрос только в земле. Сейчас до сих пор существует ограничение по сельхозземлям — на них нельзя, в том числе на примыкающих к рекам и озерам. С лесным фондом тоже есть ограничения.
Очевиден дефицит земли и сложности с коммуникациями. Есть хорошие участки, казалось бы, подходят, но там и дорогу, и электричество сложно провести. Есть эти комплексные задачи, которые нужно решать на государственном уровне, с господдержкой. Эти проблемы нужно решать в диалоге с бизнесом, планировать не менее чем на пять лет вперед.
— Как сейчас законодательно поддержан автотуризм? Какие меры господдержки существуют?
— Во-первых, 4 декабря принят закон об обязательной классификации объектов в сфере туристской деятельности. Результатом классификации будет внесение сведений обо всех средствах размещения в единый реестр объектов классификации в сфере туристской деятельности. В единый реестр войдут средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи.
Может ли отель работать, если он не классифицирован? Может, но это означает, что отель соответствует всем базовым ГОСТам и всем требованиям для проживания и обеспечения гостиничной деятельности. А категории («звездность») дают критерии комфорта и удобства. То есть у нас есть отели без категории, есть отели с различной степенью комфортности.
Соответственно, то же самое сейчас будет происходить с пляжами и с горнолыжными курортами. По действующим изменениям предлагается внести в этот единый реестр все коллективные средства размещения, чтобы туда в обязательном порядке попали кемпинги, глэмпинги, базы отдыха, гостевые дома и все, где официально люди проживают.
Перечень этих средств размещения будет определять наш регулятор Минэкономразвития. Они же с нашей помощью и с помощью экспертов сейчас составляют минимальные требования к каждой категории этих средств размещения. Мы со своей стороны готовим минимальные требования для кемпинга.
— Они существовали ранее?
— Они, в принципе есть, и уже пять лет известны всем, потому что мы их определили в действующем ГОСТе в 2018 году, в составлении и разработке которого принимали участие, в том числе и наши эксперты. То есть базовые требования определены в этом действующем ГОСТе, который называется "Кемпинг. Общие требования". Они сейчас из ГОСТа будут дорабатываться, будут расширены, но до конца года они будут выпущены.
У нас большая путаница, что такое кемпинг, что такое глэмпинг, особенно среди бизнеса. Мы как профессионалы знаем, кто есть кто. Но вот с Ассоциацией глэмпингов у нас есть разночтения. Они считают, что кемпинг — это только проживание в палатке. Вот таких бытовых разночтений быть не должно.
— А какие модели функционируют? И расскажите о т.н. «полянках» в кемпингах.
— Сейчас очень много моделей, где кемпинг и глэмпинг работают на одной территории. Среди пятиста кемпингов, которые есть у нас в России и которые называются официальными кемпингами, соответствуют ГОСТу, в лучшем случае, сотня. По поводу кемпингов, номер можно определить как условная «полянка». Например, поляна 1, поляна 2. Это и считается номером в отеле, соответственно, в кемпинге — по аналогии в отеле есть номер, в кемпинге — это полянка.
Вот «Полянка 1» должна быть визуально обозначена. Неважно как, пусть это будет живая изгородь, какие-то красивые камушки, палочки, может кашпо с цветами. Но участки должны быть визуально обозначены и понятны всем посетителям кемпинга.
Она будет подключена к электричеству. Хозяин кемпинга может какие-то полянки оборудовать полянку дополнительными удобствами, например, гамаками. Вы арендуете полянку номер один, заселяетесь, размещаете на ней все, как вам удобно в соответствии с законодательством РФ и правилами поведения в кемпинге.
Если, например, запрещено пользоваться открытым огнем, значит, запрещено. Будет отдельно выделена зона барбекю.
— Насколько возможно в ближайшее время решить все существующие проблемы, о которых вы говорите?
— Понимаете, я это не называю проблемами, это точки роста, и они решаемы. Это касается и дефицита кадров, и всего остального.
А если совместить желание с возможностью найти деньги, то велик шанс на успех.
Приведу пример. Я недавно выступал на мероприятии, которое было посвящено развитию автотуризма на новых территориях. Все главы регионов понимают, что автомобильный туризм — это перспективно. Но при этом, так или иначе, разговор заходит о необходимости развития мегакурортов, для которых нужны мегаденьги. А кемпинг — это значительно меньшие затраты. Кемпинг проектируется и запускается в течение одного сезона.
И этот доступный отдых уже дает и предпринимателям, и нашим автотуристам очень много. Главное — понять это и сделать так, чтобы это поняли все участникам рынка.
Читайте также:
- Как создать эффективный сайт для отеля
- Какие изменения нужны санаториям, чтобы остаться востребованными на рынке оздоровительного туризма
- Анна Матвеева: «Идеальный сервис — это когда вам подают руку до того, как вы споткнулись»