— Алексей, что сподвигло вас заняться гастрономическим туризмом? Насколько это направление сейчас в тренде в России и, в частности, в ЮФО?
— По существу, я не занимаюсь гастрономическим туризмом, скорее мы с коллегами консультируем по стратегическим моментам и разрабатываем при необходимости для заказчиков проекты и концепции, такие, например, как маршрут «Ростовская барная миля», винная дегустация «Донские против Заморских», проект «Школа Донской кухни», экскурсия «Три века ростовской еды», гастрономический суб-бренд «Город со вкусом» и прочие. Исключением являются ивент-проекты, например, фестиваль «Сыр, Вино и Джаз», мой совместный проект с конгресс-отелем Don-Plaza.
Кроме этого, есть опыт реновации существующих проектов, например, рестайлинг фестиваля «Донская лоза».
— Какие гастрономические фестивали организовали?
— «Сыр, вино и джаз», «Моя вкусная Грузия», «Ресторанный день на Ростовской набережной». «Масленица на Большой Садовой», «Культ Плова» и многие другие.
— Ростов-на-Дону всегда считался «особым городом», где люди очень внимательно и ревностно относятся к заведениям общепита. Можно ли удивить такой город?
— Да, для Ростова всегда «душевность» стояла на первом месте, где у каждого заведения есть свой круг почитателей. Ростовчане исторически всегда умели хорошо готовить, семейные традиции здесь очень сильны.
Гастрономические традиции базируются на миксе национальных южных кухонь, потом мы привыкли к еде отличного качества. Ресторатор, открывающий здесь точку, всегда должен учитывать эти факторы.
— Какую поддержку гастрономическому туристическому направлению оказывает государство?
— Сейчас такой момент, когда именно эти меры поддержки формулируются и формируются. Недавно Ассоциация культурно-гастрономического туризма предложила Минэкономразвитию включить гастрономический туризм в список приоритетных направлений для увеличения внутреннего и въездного туристических потоков.
В регионах и городах тоже идет работа ‒ неравномерная, как и все в жизни. Кто-то раньше понял, что гастрономия ‒ это важнейший драйвер развития туризма, до кого-то до сих пор не дошло.
К примеру, в Ростовской области есть знаковые мероприятия, основанные на гастрономии и эногастрономии, «Донская уха» и «Донская Лоза». В Ростове-на-Дону второй год подряд выпускается специальный гастрономический путеводитель, разработан суб-бренд «Город со вкусом».
Всё это на средства государственные. Впрочем, за Татарстаном мы пока не успеваем, у них это делао еще масштабнее и системнее, хоть объективно сами гастрономические ресурсы региона в разы скромнее Ростовской области.
— Существует ли российский национальный продукт, который можно продвигать повсеместно, или каждый регион должен продвигать свой?
— Основной тренд современной гастрономии ‒ артизональность, локальные продукты и напитки правят бал, каждая территория должна иметь свой вкусовой код, имидж.
Такая огромная страна, как наша, просто не может уместиться в один продукт или даже в десять.
— Какие каналы можно использовать для продвижения гастротуризма в сфере HoReCa?
— Это, в первую очередь, фестивали местных продуктов и напитков, специальные предложения местных блюд.
Лоббирование местных продуктов и производителей местными властями, поощрение предприятий индустрии HoReCa, представляющих локальную кухню, сотрудничество туроператоров и ресторанов, маршрутизация с учетом гастрономических точек.