Ранее обращение на имя министра транспорта Евгения Дитриха направил глава комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов. Сенатор предложил ввести нормативное понятие «туристский автобус» и организовать движение таких транспортных средств по выделенной полосе.
Из официального ответа министерства транспорта следует, что самостоятельно решать, какие виды транспорта могут быть допущены к движению по «выделенке», имеют право исполнительные власти только городов федерального значения, а именно Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
В министерстве предложение сенатора не поддержали по нескольким причинам. Во-первых, туристские автобусы не числятся в соответствующих реестрах, ввиду чего они не могут быть идентифицированы системой фиксации нарушений правил ДТП. Во-вторых, их допуск к полосам для маршрутных транспортных средств может привести к злоупотреблению этим правом со стороны перевозчиков. Это в свою очередь повлечёт ухудшение пропускной способности выделенных полос и негативно скажется на графике междугороднего транспорта.
Однако данная инициатива в будущем имеет право на жизнь, уверен директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта Михаил Якимов. По словам эксперта, отношение к полосам для движения маршрутных транспортных средств в России существенно отличается от зарубежного опыта.
— Дело в том, что в российских городах выделенных полос крайне мало. И они находятся под пристальным вниманием надзорных органов. ГИБДД строго пресекает попытки использования этих полос другими участниками дорожного движения. Однако в других странах существует распространённая практика организации и выделения полос для движения транспортных средств, когда в салоне четыре или более человек. Это распространённые нормы, которые ни у кого не вызывают недовольства, — обращает внимание Якимов.
По мнению специалиста, если бы в российских городах сеть полос для движения маршрутного транспорта была более разветвлённой, отношение к ней существенно изменилось. Тогда можно было бы рассматривать возможность движения по этой сети и туристических автобусов.
— Основная цель организации выделенных полос для маршрутных транспортных средств — это повышение пропускной способности участка уличной дорожной сети. В этом плане любой автобус, везущий большое количество пассажиров по этой полосе, позволяет добиться эффективности использования таких полос, — подчёркивает эксперт.