Глава Минэкономразвития Максим Орешкин громко заявил о создании «стратегии развития туризма до 2035 года» и обозначил сроки сдачи многостраничного документа. К слову, для ее внедрения необходимо 21 млрд рублей бюджетных средств. Однако, подобную «стратегию» Ростуризм уже реализовывал. Только она называлась Федеральной целевой программой по развитию внутреннего и въездного туризма и реализовывалась в период с 2011 по 2018 год.
По словам представителей Ростуризма, целевая программа принесла успешные результаты. Но сейчас Максим Орешкин также ставит базовые задачи по развитию туристической отрасли в стране – как и 8 лет назад ставили другие руководители. К примеру, глава ведомства, курирующего Ростуризм, ставит задачу поиска ключевых туристических направлений в стране, куда необходимо в будущем направить инвестиции для развития. Надо понимать – такие направления все еще не утверждены и не известны наверняка.
Для туристов из других стран все еще в приоритете 2-4 российских направления. Это Москва и Санкт-Петербург, реже – курорты Черного моря и экскурсии по Золотому кольцу. У американцев и европейцев до сих пор нет информативности и точных сведений, которых просто неоткуда взять обычным туристам. Отсюда – мифы от вечной российской зиме, медведях и водке.
Как результат, турист едет только едет в те города, о которых наслышан, а чтобы узнать преимущества туризма в других городах, надо искать информацию самостоятельно – этим занимаются единицы.
Проект внедрения российских туристических офисов в странах мира – Visit Russia отнял 200 млн рублей из бюджета в 2015 году. По итогам 2017 года открыли 12 подобных офисов. После этого Ростуризм назвал концепцию проекта неудачной и нуждающейся в замене. Однако, по мнению экспертов рынка, специализация таких офисов вне страны – продвижение готового туристического продукта, а такого в отечественном туризме просто нет.
Недавно чиновники задумали развивать в стране арктический туризм. Но эта инициатива вызывает сомнение даже у губернатора Алтайского края Александра Карлина. По его мнению, вряд ли большое количество туристов заинтересуются туризмом в холодных краях, все-таки большинству нравятся теплые края. Кроме того, нужно создавать инфраструктуру для туризма в регионе, которой практически нет.
ЧМ-2018 увеличил туристический поток в страну – об этом торжественно заявляли в правительстве. Изначально ставились цели популяризации российских городов для дальнейших визитов туристов – то есть, футбольные фанаты узнают, как хорошо и интересно в России, и вернутся уже с семьями, а также расскажут друзьям и знакомым. Но это весомое мероприятие туротрасль отработала больше во вред себе же. Все дело в необоснованных повышениях цен в объектах размещения, и в целом – в неадекватном ценообразовании.
Туристический бизнес привносит высокий вклад в экономику многих стран, а некоторые – и вовсе живут только за счет туризма. Если вклад сферы в ВВП Испании – 14,9%, Болгарии – 11,9%, а, к примеру, Мальдив – 76,6%, то сегодня по вкладу туризма в ВВП страны (4,8%) РФ числится всего лишь на 156-м месте – из 174.
Будет ли результат от новой стратегии развития туризма, рассчитанной до 2035 года – пока никто точно сказать не может. Но эксперты рынка подчеркивают – здесь нужны немалые финансы и сотрудничество с представителями бизнеса.