Летний сезон в Санкт-Петербурге: тенденции, статистика

Август 2, 2018
Комментирует Александр Мусихин, председатель Комитета по предпринимательству в сфере туризма Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты.

Туризм является одним из самых больших и самых динамично-развивающихся секторов мировой экономики. Именно этой отрасли в последнее время уделяется особое внимание руководством страны. И в нашем регионе туризм рассматривается как один из основных драйверов развития экономики.

Александр Мусихин

В 2017 году Санкт-Петербург посетили 7,5 млн туристов, что на 8,4 % больше показателей прошлого года. Основной рост произошел за счет иностранных туристов – прирост составил почти четверть. Наибольшее количество туристов, прибывших в Санкт-Петербург были гражданами Финляндии (18 %), Германии (9 %), США (6 %), Китая (5 %). В среднем туристы проводят в городе на Неве 4 дня, этот показатель является максимальным в России.

По информации Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга в городе классифицировано 1058 коллективных средств размещения, из которых 58 % присвоена категория «без звезд» (хостелы, мини-отели, апартаменты и пр.). Гостиницы категории «3 звезды» составляют 24 % от общего числа классифицированных коллективных средств размещения. Остальные 18 % ‒ гостиницы категорий «5 звезд», «4 звезды» и «2 звезды». Общий номерной фонд в Санкт-Петербурге составил 38 563 номера.

Туристическая жизнь Северной Столицы в текущем году была тесно связана с Чемпионатом мира по футболу.

Число футбольных болельщиков, посетивших город в период Чемпионата превысило отметку в 500 тысяч человек. За время ЧМ-2018 в аэропорт Пулково прибыли сборные 16 стран-участниц Чемпионата: России, Марокко, Ирана, Саудовской Аравии, Египта, Южной Кореи, Бразилии, Нигерии, Аргентины, Коста-Рики, Хорватии, Швеции, Швейцарии, Англии, Франции и Бельгии. Только самолеты футбольных команд совершили в Пулково 67 рейсов.

Часть гостей выбрала для проживания Санкт-Петербург на период группового этапа. Например, многие египетских болельщики постоянно проживали в Санкт-Петербурге, а на матчи своей сборной путешествовали в Екатеринбург и Волгоград.

В период проведения Чемпионата загрузка многих отелей в дни матчей составляла 85-95 %, в даты вне матчей падала до 45 %. При этом, за счет более высоких тарифов удалось увеличить выручку в среднем на 15 % относительно прошлого года.

В наиболее выигрышной ситуации оказались объекты размещения, обслуживающие непосредственно оргкомитет FIFA и их структуры и отели, выбравшие сбалансированную ценовую политику, которые не отказывали в приеме заявок на пиковые даты, а ставили на «лист ожидания».

Было множество корректировок и аннуляций – что неудивительно в полном сюрпризов Чемпионате 2018. Многие болельщики предпочли для проживания частный сектор, по оценкам некоторых сервисов бронирования размещения, доля арендуемых квартир на короткий период во время Чемпионата составляла треть всех заказов. Средняя стоимость проживания в арендованной квартире составляла 3,5 тыс. рублей в день, что было значительно дешевле гостиницы.

Представители туроператоров, работающих в сфере приема туристов в Санкт-Петербурге, в один голос говорят о смещении сезона. На рынке так называемого «организованного туризма», в период чемпионата по словам многих игроков, было серьёзное падение объемов, до 60 %, относительно прошлого года. Это отчасти подтверждается и низкой загрузкой транспортных компаний, специализирующихся на групповых перевозках и некоторых музеев.

При этом наблюдается ажиотажный спрос в период после Чемпионата. На сколько будет успешным летний сезон в целом для всех участников индустрии гостеприимства можно будет уверенно сказать в его конце – в ноябре месяце.

В любом случае главная цель Чемпионата достигнута – число желающих посетить Россию значительно увеличилось. Теперь важно поддержать этот тренд. В частности, назрела необходимость рассмотреть возможности упрощения визового режима. Разговоры об этом ведутся уже давно, настало время действий. Было принято решение о продлении действия Fun ID, который фактически заменяет собой визу до конца года.

Кроме того, 20 июля Владимир Путин поручил проработать вопрос о выдаче электронных виз всем иностранным гражданам. Решение должно быть принято до конца года. Как показывает практика, отмена или облегчение процедуры визового оформления как ничто другое способствует росту туристической активности. Хочется надеяться, что успешный опыт Fun ID найдет свое применение в том или ином виде и после Чемпионата.

Говоря о выездном туризме, жители Петербурга зимой и весной активно пользовались акциями раннего бронирования. Самым популярным направлением была Турция, которая еще недавно была закрыта для продаж и стремясь вернуть прежние объемы турецкие отельеры делали большие скидки, которые могли достигать 40 %.

Хорошо продавались Греция, Италия, Болгария, российские направления Крым и Краснодарский край. В начале лета продажи стали замедляться. Тому было множество причин: рост цен на авиатопливо и как следствие рост цены авиабилета, ослабление рубля, отказ от поездок в связи с мундиалем.

В итоге несколько туроператоров, кто вел бизнес, что называется «на грани», не выдержав рыночной ситуации, объявили о прекращении деятельности. Как отмечают сами туроператоры, с такими негативными факторами на фоне низкой потребительской активности рынок сталкивался и раньше, разговоры о системном кризисе в отрасли далеки от реальности. Улучшение ситуации с продажами второй половины лета, а также успешно стартовавшее раннее бронирование туров осенне-зимнего сезона это отчасти подтверждают.

Оцените материал:
5 (1 vote)