Итоги ЧМ-2018 для российского гостиничного бизнеса

Август 1, 2018
Обновлено
Видео
Дмитрий Богданов: «При разговоре с коллегами из других гостиниц я понял, что итог по заполняемости даже слабее 2017 года».

Первое полугодие 2018 года для гостиничного бизнеса России было обусловлено подготовкой к Чемпионату мира, а также связано со страхами, опасениями – с готовностью принять большие группы иностранных болельщиков и хорошо заработать.

За счет роста тарифов на размещение отели смогли увеличить выручку, с уверенностью 100% – в сегменте люкс. По оценкам экспертов рынка, аутсайдером среди городов, принимающих гостей ЧМ-2018, стала Северная столица. Здесь заполняемость отелей была самой низкой.

Только Москву за время проведения главных футбольных соревнований посетило 4,5 млн болельщиков. Подавляющее большинство гостей – из Китая, на втором месте – США, на третьем – немецкие болельщики. По сообщению руководителя Департамента спорта и туризма Николая Гуляева, 2,16 млн туристов прибывали в Москву из других городов России, 1,49 млн человек – это гости из стран дальнего зарубежья и 0,82 – путешественники из ближнего зарубежья.

По сведениям STR и Tourism Economics из США и их исследований, заполняемость в гостиницах Москвы в течение четырех недель ЧМ не превышала 80%. По оценке американских экспертов, этот показатель возрос на 8-10% в сравнении с таким же периодом 2017 года. Глава отдела отельного бизнеса и туризма Cushman & Wakefield Марина Смирнова соглашается с утверждением экспертов из США и комментирует «Коммерсанту», что по итогам первого летнего месяца этого года средняя заполняемость отелей России возросла на 10% в сравнение с июнем 2017 года и составила 80-85%.

Кто выиграл больше всего?

Люксовые отели, однозначно, довольны итогами по загрузки и их следствием – выручкой. Именно в пятизвездочных гостиницах останавливались функционирующие группы FIFA с семьями, а также вип-гости. Прирост в люксовом сегменте рынка за июнь этого года в сравнение с июнем прошлого года за номер – 277%, в денежном соотношении – с 14 079 рублей до 53 081 рублей.

По информации экспертов Colliers International, в сегменте люксовых гостиниц по итогам 1-го полугодия RevPAR – доход на номер, вырос на 75,9%, ADR – на 67,8%.

Марина Смирнова

По мнению Марины Смирновой, принес разочарование Санкт-Петербург, где заполняемость гостиниц по итогам июня уменьшилась на 10% в сравнение с июнем прошлого года и получила выражение в виде 75%. Объяснение просто – на основании большого количества бронирований и последующим отказом выкупа мест размещения. Гости бронировали места, номера уходили из продаж, ожидая приезда этих гостей, но гости попросту не выкупали места. Есть и другая причина краха – болельщики игнорировали сервисные предложения в отелях. К примеру, питались в кафе города, а не оплачивали питание в ресторанах при отеле, как это обычно происходит с туристическими группами.

Так, по мнению генерального директора санатория «Знание» Дмитрия Богданова, в Сочи наиболее выиграли от футбольных соревнований пятизвездочные отели, а отели более низкой категории не показали ожидаемого результата.

Дмитрий Богданов

Игры в Сочи хорошо помогли нашим гостиницам сегмента «5 звезд». Для таких гостиниц июнь – всегда неудачный месяц, и ЧМ в этом плане помог замечательно. В Сочи 22 пятизвездочных отеля, и всех их чемпионат отлично поддержал.

Дмитрий Богданов
Первое полугодие для обычных отелей прорывом не отличается. При разговоре с коллегами из других гостиниц я понял, что итог по заполняемости даже слабее 2017 года. Это связано с тем, что ощутимо выросли в стоимости авиабилеты по России, открыли Крымский мост.

Что дальше?

В Ассоциации туроператоров России (АТОР) в 2019 году ждут 20%-го увеличения притока иностранных туристов. Согласно опросу в СМИ Франции, «87% французских болельщиков изъявили желание вернуться в Россию еще раз». К слову, еще до конца 2018 года они смогут это сделать, так как Государственная дума собирается принять закон о безвизовом въезде в страну до конца года по паспорту болельщика. Кроме того, членам семей болельщиков могут разрешить получить визы совершенно бесплатно.

Что дальше – неизвестно. В АТОР рассчитывают на общие визовые послабления, в противном случае тенденции роста притока туристов в страну закрепить не получится.

Пока гостиницы придумывают новые способы привлечения гостей. Так, ростовский четырехзвездочный отель Don-Plaza решил продлить спортивный ажиотаж, предлагая специальные акции для болельщиков. К примеру, в гостинице с 27 по 30 июля действует акция для болельщиков футбольного матча Ростов – Ахмат с фиксированной ценой за одноместный номер 4 200 рублей в сутки.


Генеральный директор УК «РосинвестОтель» Кирилл Иртюга об итогах ЧМ-2018

Комментарий от Вадима Прасова

Ситуация неоднородная. Если говорить про Москву, загрузка была стабильная на протяжении всего периода чемпионата мира. Соответственно, выручка в 1,5-2 выше, если брать период прошлого года.

Если мы говорим про Санкт-Петербург, то сравниваем с периодом белых ночей. Питерские отельеры в загрузке проиграли, но получили отложенный спрос со стороны туроператоров – понятный и традиционный туристский поток на август.

В целом, в региональных городах выручка тоже была выше, но все зависело от количества матчей в каждом из городов. Обычно в региональных городах матчей было 4-5, редко – 6. В дни матчей загрузка была 100%. Если в городе проходили 4-5 матчей, то, соответственно, чемпионат для них длился всего 2 недели. Двумя неделями сложно изменить общую экономику отеля. Но на протяжении этих двух недель ситуация была неплохая.

В каждом городе был один отель высокой категории, который принимал самих чиновников FIFA. Были отели, где останавливались спонсоры, партнеры, СМИ, футбольные команды в дни матчей. Ситуация везде разная, но там, где жили чиновники, отели неплохо заработали.
Оцените материал:
No votes yet