Спрос на услуги средств размещения
Наибольший спрос на услуги средства размещения Иркутска проявляется в летний период, который традиционно является для отелей города высоким сезоном. По данным иркутских отельеров 85% гостей – граждане РФ, среди иностранных туристов подавляющее большинство составляют гости из Китая, после них с большим отрывом идут туристы из Европы (Германии) и Японии. По данным иркутского Агентства по туризму в 2016 году по сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество российских путешественников выросло на 45%, иностранных – на 56%.


Среди прибывающих в Иркутск граждан России преобладают туристы из центра России (Центральный федеральный округ) – 25% и из Иркутской области (13%) и Западной Сибири (15%).
Последние два года в городе отмечается стабильный рост турпотока, в высокий сезон загрузка отелей близка к 100%, среднегодовая загрузка отелей составляет около 50%, что является хорошим показателем для гостиничного бизнеса.
В 2017 году эксперты регионального рынка также ожидают прирост количества прибытий на 20%-40%, в основном из Юго-Восточной Азии. Сдерживающим фактором увеличения этого показателя является, по мнению игроков местного туристического рынка, ограниченное предложение мест в отелях и ограниченное количество авиарейсов, которое может обеспечить местный аэропорт. В пик сезона аэропорт принимает 18 чартерных и 6 регулярных рейсов в неделю.




Предложение услуг средств размещения
Согласно данным портала бронирования booking.com, на сегодняшний день в Иркутске предлагают свои услуги 270 коллективных средств размещения, подавляющее количество среди которых занимают апартаменты (57%).

Под апартаментами в данном случае подразумеваются квартиры в жилых домах, которые оснащены близко к требованиям гостиничного бизнеса и сдаются посуточно или понедельно туристам. По уровню сервиса, безопасности, услуг и т.п. они не могут конкурировать с отелями, поэтому при анализе объема предложения в Иркутске они не учитываются.

Если говорить именно о гостиницах, то на сегодняшний день их в городе насчитывается 65 единиц, 63% которых являются внекатегорийными, т.е. не могут быть отнесены к категории качественного номерного фонда. Помимо прочего, средний номерной фонд этих отелей составляет 5-25 номеров, что также снижает уровень их конкурентоспособности по сравнению с более крупными отелями, способными предоставить широкий спектр дополнительных услуг. Таким образоv, относительно конкурентоспособный объем предложения равен 19 отелям (7% от всего объема предложения), что для города уровня Иркутска является явно недостаточным.



Единственный гостиничный бренд, представленный в городе – Marriott с отелем Courtyard Marriott Irkutsk City Center 4*, управляемый по договору франшизы. Примечательным явлением стало также открытие в 2009 году отеля International Hotel Sayen, ориентированного на прием преимущественно туристов из Китая.
На основании вышеизложенного мы оцениваем гостиничный рынок Иркутска как рынок с высокой емкостью и с наличием незанятых маркетинговых ниш. Мы считаем, что гостиничный объект, спроектированный с учетом специфики регионального спроса и существующего предложения может продемонстрировать короткие сроки окупаемости и стать высокорентабельным активом в портфеле инвестора.
Тенденции рынка
По данным опроса экспертов рынка в городе существует дефицит качественного номерного фонда категории 3* и выше – почти половина респондентов отмечает необходимость ввода в эксплуатацию новых гостиничных объектов.


Полное исследование можно посмотреть здесь.