Туризм является одной из отраслей экономики, которая одновременно играет социальную и экономическую роли.
Социальная роль туризма реализуется через удовлетворение потребности населения в отдыхе, впечатлениях и личностном развитии.
Ключевой задачей Стратегии и условием реализации социальной функции туризма является повышение доступности туризма для населения, обеспечение необходимого разнообразия через формирование туристского продукта с учетом половозрастных, этнических, религиозных и иных особенностей населения.
Среди важных социальных следствий развития туризма для населения наибольшее значение имеют оздоровление, рост продолжительности жизни, укрепление института семьи, интеллектуальное, духовное, творческое развитие, патриотическое воспитание за счет развития детского и юношеского туризма, социальная адаптация и формирование уважения к культурному и религиозному многообразию Российской Федерации.
Открытое обсуждение Федерального проекта «Развитие детского туризма в России», состоялось 27 сентября 2019 в доме «Общественных организаций», Москва, Покровка д.5.
Организаторами выступили: Общероссийское движение «Сильная Россия», Центр позитивных технологий Unity, Туроператор «СканТур», Санкт-Петербург, ООО Город Сказка, Русское Географическое Общество, Министерство туризма.
Участниками дискуссии были представители Министерства просвещения, Министерства по туризму, Министерство культуры, Аналитического центра при Правительстве Москвы, руководители и представители региональных и республиканских представительств, деканы и преподаватели туристических Вузов, директора школ, представители Русского географического общества, Уполномоченные по правам ребенка, другие представители туристического бизнеса.
Модератором Открытой дискуссии по вопросам программы «Десятилетие детства» выступила Руководитель Федерального проекта: «Развитие Детского туризма в России» ‒ Ирина Владимировна Несивкина, директор Центра позитивных технологий Unity.
Основными темами дискуссии были: проблематика организации детского туризма, роли государственных структур и институтов гражданского общества в реализации плана основных мероприятий Правительства РФ до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года №240 – в частности 9 раздел «Доступный детский туризм».
Также состоялось обсуждение экспертным сообществом следующих тем:
- Развитие школьного туризма.
- Развитие Семейного туризма.
- Развитие Детских лагерей.
Руководитель комитета по туризму Делового Центра экономического развития СНГ + МИР. Международный эксперт по формированию и продвижению культурных, туристических и образовательных продуктов ‒ выступила с докладом: «Международная интеграция школьных туристических программ. Образование. Здоровье. Безопасность».
Декан факультета ГРТСИ РЭУ им ГВ Плеханова. Посол образовательного туризма в Комитете по Туризму стран СНГ ‒ сообщил участникам открытой дискуссии, что кафедра индустрии гостеприимства, туризма и спорта РЭУ им. Г.В. Плеханова принимает участие в разработке проекта совершенствования нормативно-законодательной базы для организаций, осуществляемых развитие детского туризма, исследует зарубежный опыт развития детских образовательных лагерей.
Напомнил участникам дискуссии, что целевые показатели развития туризма на период до 2035 года по данным Стратегии развития туризма до 2035 года составляют:
- рост объема туристской индустрии от 3158 млрд рублей до 16306 млрд рублей в 2035 году;
- увеличение более чем в 2 раза количества внутренних туристских поездок на одного жителя Российской Федерации к 2035 году;
- увеличение экспорта туристских услуг Российской Федерации от 8,9 млрд. долларов США до 28,6 млрд долларов США к 2035 году;
- увеличение инвестиций в сферу туризма в 3 раза к 2035 году.
Эксперт «Союз Туризм», Всероссийского общества качества, а также Российской Гостиничной Ассоциации, доцента кафедры индустрии гостеприимства, туризма и спорта РЭУ им Г.В. Плеханова. По мнению Никольской Елены, особенностями развития детского туризма в России являются:
- социальный характер, одно из приоритетных вопросов социальной политики государства;
- социально-экономические функции: лечение, оздоровление, воспитание и развитие;
- входит в образовательный процесс;
- предусматривает преимущественно льготное или бесплатное финансирование;
- обладает выраженной сезонностью;
- предполагает тщательный контроль в средствах размещения детей;
- за соблюдением норм питания, а также санитарно-гигиенических норм;
- требует организации штата медицинских и педагогических работников;
- нуждается в организации особых мероприятий; связанных с безопасностью путешествий, развлечений и спортивных мероприятий.
Также были представлены следующие факторы, сдерживающие развитие детского туризма:
- несовершенство нормативно ‒ законодательной базы;
- отсутствие классификации организаций детского отдыха и сертификации детских услуг;
- профстандартов для работников детских организациях;
- высокая стоимость детских путевок из-за роста коммунальных платежей и транспортных услуг, введения налога на землю;
- недостаток финансирования детских государственных лагерей, ведомственных из бюджета хозяйствующих субъектов, что привело к устареванию МТБ;
- отсутствие статистики по количеству детей во всех регионах России;
- отсутствие реестра детских лагерей;
- рейтинга лучших детских организаций на основе отзывов детей и родителей;
- отсутствие единого информационного портала с информацией о возможностях детских лагерей и их программам пребывания;
- недостаточное количество квалифицированных кадров из-за сезонного характера и низкой оплаты труда работников детских лагерей;
- недостаточное количество страховых программ по организации безопасного отдыха детей;
- низкая узнаваемость российских туристских брендов на зарубежных рынках и внутри России;
- сложная система получения виз Российской Федерации для большинства стран с потенциально высоким потоком въездных туристов;
- отсутствие конкурентоспособного детского туристского продукта Российской Федерации;
- слабое продвижение качественного туристского детского продукта;
- отсутствуют четкие механизмы государственно-частного партнерства.
д.э.н., профессор кафедры индустрии гостеприимства, туризма и спорта РЭУ им. Г.В. Плеханова.
Среди основных мер развития детского туризма выделяется М.А. Морозовым: актуализация понятийно-терминологического аппарата в сфере детского туризма, законодательное закрепление основных понятий в сфере детского туризма, разработка и внедрение классификации видов детского туризма.
В целях устойчивого развития детского туризма должен будет реализован комплекс научно-исследовательских работ по детскому туризму
(в частности, по определению предельно допустимых физических нагрузок на детей в походах в зависимости от их пола, возраста, подготовленности, вида туризма и характера местности).
Организатор Федерального проекта и цикла мероприятий «Развитие Детского туризма в России». Директор по развитию Туроператора СканТур. Международный эксперт по современным тенденциям развития образовательного пространства в своем выступлении рассказала о популяризации школьного туризма в России. О положительном опыте Республики Карелия по развитию школьного туризма, где только в 2019 году принято более 600 тысяч детей. Все гостиницы Карелии готовы принять группы детей, но основной проблемой остается развитие транспортной инфраструктуры, а также слабая информированность о правильной организации детского и юношеского туризма в регионах России.
Заместитель директора ФБГОУДО «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения» доложил о Нормативно-правовом регулировании школьного туризма. К сожалению, сегодня развитию детского туризма препятствует ряд системных проблем. И первая из них, на которой остановлюсь, это запутанность и противоречивость подхода к пониманию самой сути туризма в целом и детского туризма в частности.
Остановлюсь преимущественно на вопросах активного туризма. Потому что активный и экскурсионный туризм имеют разные предметы регулирования.
В Российской Федерации регламентация активного туризма отражена в нормативных документах в сфере спорта, образования и туристских услуг, причём именно в такой последовательности. Это связано с тем, что наиболее распространённой формой активного туризма является поход, который может выступать и как одна из форм оказания туристской услуги, и как одна из форм осуществления спортивной и образовательной деятельности при реализации программ в области отдыха и оздоровления. То есть поход — это не услуга, это форма.
А каким будет её наполнение, зависит от того, какую деятельность мы осуществляем. Это первая проблема. В частности, в области спорта традиционно понимается спортивный туризм, который имеет 70-летнюю историю и регламентируется соответствующими правилами и регламентами. Это очень чёткий документ, где выделяются несколько этапов: подготовки маршрута, заполнения маршрутных документов, этап согласования с маршрутно-квалификационной комиссией. То есть в системе спортивного туризма предусмотрены достаточно чёткие и жёсткие требования к регламентации, выработанные десятилетиями туристских походов.
Ещё развивается туристско-краеведческая направленность в системе дополнительного образования. При организации походов применяются либо нормативные документы в сфере спорта, либо нормативные документы ведомственные, разработанные в начале 1990-х годов. И это позволяет системе образования в этом плане быть достаточно урегулированной.
А вот в отдыхе и оздоровлении проблем несколько больше, потому что специфической нормативно-правовой базы здесь нет. Организация отдыха и оздоровления регламентируется актами либо в сфере спорта, либо образования, либо туристских услуг. Причём туристские услуги — самая неурегулированная часть организации походной деятельности с детьми.
Администратор программы Путь проекта «Лагерь Навыка» рассказал об опыте взаимодействия с контролирующими органами в республике Крым по вопросам организации горных походов с детьми. Одним из сдерживающих факторов для родителей является, безусловно, безопасность ребёнка, когда он выходит на маршрут. И для нас это тоже очень важно. Поэтому мы понимаем, что, помимо нормативно-правового регулирования этих вопросов, должно быть очень чёткое понимание того, кто эти нормы на местах, в субъектах и в муниципалитетах, будет выполнять.
Что надо сделать для этого в существующем правовом поле? Думаю, возродить нормальную работу маршрутно-квалификационных комиссий, которые сегодня в большинстве своём или существуют только на бумаге, или действуют формально. Необходимо повышать квалификацию и уровень специалистов, которые на этом направлении работают. Очень важен неформальный подход, когда мы говорим об обеспечении технической безопасности пребывания наших детей на маршрутах.
В дискуссии также приняли участие:
- Санаева Ольга Анатольевна ‒ Вице-президент РСТ, Руководитель Регионального совета РСТ, г. Москва;
- Каракчиева Инна Викторовна – Ведущий Советник Аналитического центра при Правительстве РФ;
- Тараненко Лена Сергеевна – Главный Советник управления по инвестиционной и инновационной политике постоянного Представительства Республики Саха (Якутия) при президенте РФ;
- Рофе Александра Семеновна – И.О. руководителя управления по инвестиционной и инновационной политике постоянного Представительства Республики Саха (Якутия) при Президенте РФ;
- Кустова Валентина Евгеньевна – Генеральный директор «Союз Женских Сил» Помощник Депутата Вторыгиной Е.А. (комитет по вопросам семьи) Президент политического клуба «Две Столицы»;
- Мокринский Олег Анатольевич – Первый заместитель Руководителя представительства Ямало-Ненецкого автономного округа;
- Метреева Торкош Валерьевна – специалист постоянного Представительства Республики Алтай. В ходе дискуссии был принят проект решения по развитию детского туризма.
Был представлен и федеральный проект «Живые уроки», который успешно перенимают в других странах. Его создатели решили воплотить всем известную аксиому, что лучше всего усваиваются наглядные уроки. Когда историю рассказывают, например, на местах археологических раскопок. Физику и химию – на сталелитейных предприятиях. Астрономию – в планетарии или тех же музеях – Космонавтики в Москве, Циолковского в Калуге или летчика-космонавта Николаева в Чувашии. В каждом регионе найдётся что посмотреть.
Представители РЭУ им. ГВ Плеханова Никольская Е.Ю. и Морозов М.А. выдвинули свои предложения в Проект решения круглого стола Минэкономразвития: создание единого информационной площадки, разработка классификации детских лагерей и сертификации детских услуг, развитие ГЧП, подготовка кадров для детских лагерей и центров развития. Министерству науки и высшего образования РФ предложено разработать регламент организации туристских походов, экскурсий и путешествий со школьниками и согласовать его со всеми заинтересованными участниками.
Также в проект резолюции были даны следующие рекомендации:
- повысить безопасность детского отдыха, детских маршрутов;
- разработать единую систему статистических показателей;
- проводить ежегодный рейтинг загородных детских лагерей и создание реестра детских лагерей и учебных заведений;
- ввести систему ранжирования детских лагерей по аналогу с гостиницами организовать повышение квалификации и профподготовку работников детских лагерей;
- проводить сертификацию услуг по уходу за детьми;
- обеспечить господдержку производителей товаров и услуг нового качества для инфраструктуры детского туризма;
- развитие государственно-частного партнерства по развитию детского туризма.