Ключевые финансовые результаты Группы «Аэрофлот» за 6 месяцев 2019 года:
- Выручка увеличилась на 17,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 311 440 млн руб.;
- Показатель EBITDA составил 68 296 млн руб.;
- Чистый убыток составил 8 784 млн руб.
Операционное развитие и основные производственные показатели
За 6 месяцев 2019 года Группа «Аэрофлот» перевезла 28,2 млн пассажиров, что на 13,4% превышает результат аналогичного периода 2018 года.
Основные финансовые показатели
С 2019 года в связи с требованиями нового стандарта МСФО (IFRS) 16 «Аренда» Группа представила результаты первого полугодия 2018 года с учетом правил данного стандарта.
В соответствии с требованиями стандарта МСФО (IFRS) 16 обязательства по операционному лизингу были отражены в составе активов и обязательств Группы. Учитывая, что обязательства номинированы в иностранных валютах, изменение курса рубля приводит к переоценке данных обязательств, что требует отражения в финансовой отчетности эффекта от курсовых разниц. Для целей снижения волатильности от переоценок лизинга Группа применила специальные учетные правила, которые позволяют учитывать только курсовую разницу, относящуюся к отчетному периоду, а не за весь срок аренды, что является экономически обоснованным. Данные правила применяются только с 2019 года, поэтому при пересчете показателей за первое полугодие 2018 года в прибыли Группы была отражена «бумажная» курсовая разница, приходящаяся на весь срок действия лизинговых контрактов, в связи с чем чистый убыток по первому полугодию 2018 года составил 30 379 млн руб. В случае, если бы указанные правила учета применялись с начала 2018 года, то убыток за период составил 2 881 млн руб.
Выручка
Выручка Группы «Аэрофлот» за 6 месяцев 2019 года увеличилась на 17,2% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года и составила 311 440 млн руб.
Выручка от регулярных пассажирских перевозок увеличилась на 17,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 254 721 млн руб., что связано с ростом пассажиропотока. На динамику показателя оказало влияние увеличение доходных ставок, прежде всего на внутренних линиях. Выручка от чартерных перевозок увеличилась на 3,7%, до 16 990 млн руб.
Выручка от грузовых перевозок увеличилась на 6,8%, до 8 732 млн руб., по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на фоне роста объема перевозок грузов и почты на 5,0%.
Прочая выручка увеличилась на 22,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 30 997 млн руб., что в том числе обусловлено ростом доходов по соглашениям с авиакомпаниями, номинированных в иностранных валютах, и ростом доходов по программе премирования пассажиров.
Переход на МСФО (IFRS) 16
С января 2019 года в учетную политику Группы по учету договоров аренды были внесены изменения для приведения ее в соответствие с МСФО (IFRS) 16 «Аренда», который заменяет положения МСФО (IAS) 17 «Аренда» и интерпретаций, относящихся к договорам аренды.
Новый стандарт определяет принципы признания, оценки, представления и раскрытия информации в отчетности в отношении операций аренды. Согласно стандарту, Группа признает в финансовой отчетности активы и обязательства в отношении всех договоров аренды со сроком действия более 12 месяцев, за исключением случаев, когда стоимость объекта аренды является незначительной, и учитывает амортизацию признанного актива в форме права пользования объектами аренды и проценты по арендным обязательствам в составе прибылей или убытков периода.
При переходе на новый стандарт Группа приняла решение применять полный ретроспективный подход для пересчета сравнительных показателей каждого отчетного периода. Активы в форме права пользования объектов аренды и соответствующие им обязательства и финансовые активы были оценены при переходе так, как если бы новые правила применялись всегда. Таким образом, сравнительные показатели консолидированного отчета о финансовом положении, консолидированных отчетов о прибылях и убытках, о совокупном доходе и о движении денежных средств были пересчитаны в соответствии с принципами МСФО (IFRS) 16.
Значительная часть договоров аренды воздушных судов заключены Группой в долларах США. В связи с признанием обязательств по аренде в отношении договоров операционной аренды воздушных судов при переходе на МСФО (IFRS) 16, Группа обновила подход к оценке эффективности хеджирования и определила в качестве объекта хеджирования будущую высоковероятную выручку равную по сумме денежным потокам по договорам аренды воздушных судов на дисконтированной основе. Данное изменение имеет перспективный эффект с 1 января 2019 года.
Операционные расходы
Операционные расходы за 6 месяцев 2019 года увеличились на 19,5% и составили 296 822 млн руб., что преимущественно связано с ростом объема операций, в частности выставленные емкости увеличились на 14,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Расходы на авиационное топливо увеличились на 19,0% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 92 708 млн руб. Рост расходов обусловлен повышением средних цен на авиатопливо в рублях на 4,5% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на фоне динамики стоимости нефти, а также увеличением объема перевозок и налета часов.
Операционные расходы, за исключением расходов на авиационное топливо, увеличились на 19,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 204 114 млн руб.
Расходы на обслуживание воздушных судов и пассажиров составили 61 165 млн руб., увеличившись на 25,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в основном за счет роста объемов перевозок и увеличения аэропортовых сборов в российских аэропортах. Дополнительное влияние на данную статью расходов оказал рост объема услуг сторонних организаций по обслуживанию рейсов авиакомпании «Аэрофлот» в аэропорту Шереметьево после перевода внутренних рейсов в новый Терминал B.
Расходы на амортизацию и таможенные пошлины увеличились на 29,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 53 678 млн руб. Рост данной статьи расходов обусловлен увеличением парка воздушных судов Группы в течение 12 месяцев. Расходы на амортизацию после внедрения стандарта МСФО (IFRS) 16 становятся одной из наиболее значимых статей операционных расходов в связи с учетом всех воздушных судов на балансе.
Расходы на оплату труда увеличились на 8,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 44 794 млн руб., что объясняется прежде всего ростом численности летного состава на фоне развития операций.
Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы увеличились на 8,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 14 203 млн руб. Группа продолжает строгий контроль над непроизводственными расходами.
Расходы на техническое обслуживание воздушных судов увеличились на 38,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 13 987 млн руб. Влияние на данную статью расходов оказало увеличение объемов работ по техническому обслуживанию в связи с ростом налета и программы полетов, а также девальвация рубля.
Расходы по аренде составили 3 309 млн руб. и включают расходы по краткосрочной аренде, переменным арендным платежам и аренде объектов с низкой стоимостью, которые в соответствии со стандартом МСФО (IFRS) 16 не признаются в качестве обязательств и активов Группы на балансе.
Прочие расходы практически не изменились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 12 978 млн руб.
В результате влияния вышеуказанных факторов показатель прибыли до вычета процентов, налогов, амортизации (EBITDA) составил 68 296 млн руб., рентабельность по EBITDA – 21,9%.
Неоперационные прибыли и убытки
Финансовые доходы за 6 месяцев 2019 года увеличились на 3,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 3 246 млн руб.
Финансовые расходы снизились на 50,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 27 236 млн руб., что в основном связано с тем, что в 2018 году не применялось хеджирование выручки валютными обязательствами по отношению к обязательствам по лизингу, ранее классифицированному как операционному. Таким образом, «бумажная» курсовая переоценка вследствие изменения курса доллара на 9,0% с начала 2018 года по 30 июня была отражена в финансовых расходах.
Убыток от реализации результата хеджирования составил 1 337 млн руб. и обусловлен реализованным результатом хеджирования выручки в долларах США лизинговыми обязательствами в той же валюте. Снижение данной статьи расходов связано с динамикой валютного курса в течение 6 месяцев 2019 года.
Чистый убыток Группы «Аэрофлот» за 6 месяцев 2019 года составил 8 784 млн руб.
Долговая нагрузка
В результате изменений в учетной политике, связанных с вступлением в силу стандарта МСФО (IFRS) 16, обязательства по аренде увеличились в основном на приведенную сумму обязательств по договорам аренды, ранее классифицированным как договоры операционного лизинга. Ранее будущие платежи по данным договорам не классифицировались в качестве обязательств и не отражались в бухгалтерском балансе, при этом текущие платежи по договорам, относимым к соответствующему периоду учитывались в составе отчета о прибылях и убытках. Таким образом, изменение объема долга по стандарту МСФО (IFRS) 16 против ранее использованного подхода является учетным («бумажным») изменением, не связанным с реальным увеличением обязательств Компании или изменением ее финансового положения. Бизнес-модель Группы и ее договорные обязательства не претерпели изменений.
Общий долг, отраженный на балансе Группы в соответствии с МСФО (IFRS) 16, по состоянию на 30 июня 2019 года снизился на 9,1% по сравнению с показателем на 31 декабря 2018 года и составил 600 359 млн руб. Снижение долговой нагрузки связано преимущественно с переоценкой обязательств по аренде вследствие укрепления курса рубля к доллару США на 30 июня 2019 года по сравнению с 31 декабря 2018 года, а также с ростом суммы денежных средств и краткосрочных финансовых инвестиций.